В сентябре 2005 года был вынесен приговор по делу об убийстве 57-летней Ирины Проскуряковой, профессора Санкт-Петербургского горного института
НТВ
 
 
 
Несмотря на то, что приговор уже вступил в законную силу, Кобяшова до сих пор отрицает, что это она совершила убийство. Между тем ее вина была полностью доказана в суде
Архив NEWSru.com
 
 
 
В ходе следствия под давлением улик она призналась, что действительно хотела убить соперницу и даже купила для этого пистолет. Но потом якобы передумала и пистолет выбросила в канал. Орудие убийства так и не нашли
Архив NEWSru.com

В сентябре 2005 года был вынесен приговор по делу об убийстве 57-летней Ирины Проскуряковой, профессора Санкт-Петербургского горного института. Заслуженный врач России, рентгенолог Санкт-Петербургского диагностического центра 55-летняя Галина Кобяшова получила 8 лет лишения свободы.

Несмотря на то, что приговор уже вступил в законную силу, Кобяшова до сих пор отрицает, что это она совершила убийство. Между тем ее вина была полностью доказана в суде. В ходе следствия под давлением улик она призналась, что действительно хотела убить соперницу и даже купила для этого пистолет. Но потом якобы передумала и пистолет выбросила в канал. Орудие убийства так и не нашли. В деле не было ни очевидцев преступления, ни отпечатков пальцев или других следов. Об этой истории пишут "Известия".

Первоначальной версией было заказное убийство

Первоначально улики указывали на то, что Проскурякову убил киллер-профессионал. Лежащую на снегу Ирину Проскурякову нашел 12-летний мальчик, который заметил на одной из улиц Приморского района странную машину - у Volkswagen горели фары, водительская дверь была открыта. Рядом лежало тело женщины.

Прохожие по документам выяснили, что перед ними профессор Горного института, заведующая кафедрой русского языка 57-летняя Ирина Проскурякова. Подъехал ее сын Максим, поднял мать на руки и повез домой. "Скорую" вызвали по пути, но врачи уже ничего не смогли сделать. Они лишь констатировали смерть - от двух пулевых ранений в голову.

Потрясенные близкие вызвали милицию. Но на вопрос о том, были ли у Ирины враги, родственники ответить не смогли. Убийство выглядело как трагическая случайность.

Ирина Григорьевна Проскурякова проработала в Горном институте более 30 лет. Она была неоспоримым авторитетом среди филологов Петербурга, ее перу принадлежат несколько научных трудов и учебников.

Остальные члены семьи Проскуряковых - тоже ученые. Муж Ирины Руслан - проректор того же Горного института. Максим, единственный сын убитой, известен как самый молодой профессор филологии. Он защитил докторскую в 27 лет.

Следственная группа проверила все, чем занималась Ирина Григорьевна. Но никаких зацепок, позволяющих понять, что могло стать причиной убийства, не нашла.

Как рассказал "Известиям" старший помощник прокурора Приморского района Санкт-Петербурга Виталий Бориславский, первоначальная версия была связана с профессиональной деятельностью погибшей. Она занималась международным обменом студентов. Своих студентов отправляла за границу, а иностранных - приглашала в Россию. Следователи предположили, что в этой сфере крутятся какие-то деньги. Ведь за каждого своего студента "заграница" платила довольно прилично.

В том, что убийство совершил профессионал, следствие не сомневалось. Убийца остановил Проскурякову около десяти вечера на пустом участке дороги, заставил ее открыть дверцу и дважды выстрелил ей в голову. Одна пуля прошла по касательной, задев висок, вторая оказалась смертельной. На все это ушло не более минуты. Никаких следов убийца не оставил.

Однако от версии заказного убийства пришлось отказаться уже через несколько дней - до появления результатов баллистической экспертизы. Оказалось, что в Проскурякову стреляли из пистолета "Баярд" 1911 года. Это коллекционное оружие с нестандартными патронами. С таким оружием на дело мог пойти только дилетант.

Раскрыть убийство помогли расшифровки переговоров на мобильниках

Следователь вспомнил о звонке, который поступил на мобильный Ирины через полчаса после убийства. В доме Проскуряковых уже работала следственная бригада. Трубку тогда взял ее сын. Следователю Максим пояснил, что звонил друг отца и интересовался, как доехала мама до дома. Но у отца упоминание о Викторе Павловиче вызвало раздражение. Он уточнил, что это "бывший друг".

Как рассказал муж убитой Руслан Проскуряков, с Виктором Калининым он познакомился в конце восьмидесятых. Они подружились. Однако в какой-то момент все изменилось. Внезапно Виктор Павлович начал оказывать недвусмысленные знаки внимания супруге друга. Проскуряков был уверен в своей жене, с которой прожил более 30 лет, однако подобной наглости терпеть не собирался. Несколько раз он предупреждал друга, после чего закрыл перед ним двери дома. Как оказалось, Виктор Павлович с другом больше не общался, а с его женой тайно встречался у себя на даче. Как рассказал газете сам Виктор Калинин, сначала отношение к жене друга было дружеским, но потом оно стало перерастать в сильное чувство.

"У нас с Ириной Григорьевной был не просто роман. Я был настроен очень серьезно и хотел создать с ней семью. Но Ирина Григорьевна опасалась уходить от мужа, поскольку профессионально зависела от него. Как-никак родной брат Руслана Максимовича был ректором института, а сам он - проректор", - говорит любовник женщины.

Ни семья Виктора Павловича, ни супруг Ирины Григорьевны не догадывались о романе между Калининым и Проскуряковой, хотя он длился более 7 лет. И когда Руслан Максимович узнал, что в тот последний вечер его супруга возвращалась домой не из института, как он полагал, а с очередного свидания с его бывшим другом, это стало для него потрясением.

При расследовании выяснилось, что у Калинина Ирина Григорьевна была не единственной любовницей. Возглавлявший расследование Олег Попов запросил распечатку звонков Калинина за 30 декабря. Там было зафиксировано, что спустя несколько минут после убийства Калинину позвонила некая Галина Кобяшова. На вопрос, о чем был разговор, мужчина ответил, что обсуждались планы на празднование Нового года.

Заслуженный врач России брала уроки стрельбы у бывшего зэка

Галине Кобяшовой на момент убийства было 55 лет. Она работала рентгенологом в городском диагностическом центре Санкт-Петербурга N 1, была заслуженным врачом России. У нее двое взрослых детей. В 2000 году Калинин в этом центре проходил обследование, вскоре знакомство с Галиной переросло в бурный роман. Вначале все удавалось скрывать, и женщины не знали о существовании друг друга.

Потом Проскурякова несколько раз заставала его с соперницей. Ирина Григорьевна устраивала сцены, требовала, чтобы Калинин определился, с кем он. Делить с кем-то любовника она не собиралась. Галине Проскурякова угрожала: не отстанешь - устрою тебе крупные неприятности на работе.

Вскоре по настоянию Ирины Григорьевны Калинин заявил Галине, что больше с ней встречаться не намерен. Тогда Кобяшова и заявила, что таких, как Проскурякова, нужно убивать.

К убийству она готовилась год. Сына одной из своих сотрудниц, который работал в ГИБДД, подробно расспросила, как можно на дороге остановить машину. Тот сказал, что остановить может только человек в форме. Были свидетели, утверждавшие, что видели в "шестерке" Кобяшовой милицейскую форму, но саму форму так и не нашли.

Затем Кобяшова нашла коллекционера и купила у него пистолет "Баярд" 1911 года. Имя коллекционера не удалось установить до сих пор. Потом связалась с мужем другой своей коллеги, который побывал в тюрьме, и попросила его научить ее стрелять. Они ездили в лес, где Кобяшова тренировалась в стрельбе.

В декабре Галина Кобяшова на несколько дней легла на обследование, а утром 30 декабря выписалась. Убийство произошло через несколько часов. На допросе в прокуратуре "инструктор" сразу признался, что учил Галину стрелять. Назвал и марку пистолета.

Сомнений в том, что Проскурякову убили именно из этого оружия, не было. Но никому и в голову не приходило, что стреляла она сама. К тому же Кобяшова предоставила алиби. Ее сын и дочь в один голос подтвердили, что Кобяшова по приезде из больницы не выходила из дома. Следователи начали подозревать, что "инструктор" и стал киллером.

Однако специалисты по сотовой связи вычислили, что Кобяшова в тот день, 30 декабря, звонила Калинину из того же Приморского района, где произошло убийство, а не из дома. После этого подозреваемая стала путаться в показаниях. Оговорилась, что дочь, которая подтвердила ее алиби, к ней не приезжала. Потом оказалось, что и сын не поднимался к ней в квартиру, а только подвез до подъезда.

В сентябре 2005 года суд признал Галину Кобяшову виновной в убийстве своей соперницы на почве ревности и приговорил ее к восьми годам лишения свободы.