Сотрудники СК РФ проводят проверку информации о череде смертей среди заключенных исправительной колонии N14 в Новочеркасске Ростовской области. Там в течение нескольких дней умерли трое осужденных. А по данным правозащитников, заключенные ИК-14 подвергаются вымогательствам и избиениям со стороны членов банды "Галоша", которые имеют связи в администрации пенитенциарного учреждения. Об этом пишет сайт Gulagu.net.
31 января в колонии скончался 33-летний Александр Смирнов. По официальной версии, он совершил самоубийство.
5 февраля в 4:14 в помещении 11-го отряда дневальный обнаружил 43-летнего заключенного Игоря Кливченко повешенным.
Как пояснил анонимный источник (вероятно, сотрудник колонии), Кливченко в начале февраля находился в тюремной больнице N19, а вечером 4-го числа его вернули в отряд. В клинику мужчина попал после инсульта, причем при возвращении в ИК у Кливченко оставалась парализована половина тела.
Осужденный просил дать ему возможность обратиться в прокуратуру с жалобой на ненадлежащее лечение. Это якобы привело к конфликту с сотрудниками колонии, пишет "Медиазона".
Дневальный рассказал членам ОНК Евгении Ивановой и Олегу Сокуренко, что у погибшего были еще теплые руки. Вместе с осужденными Игорем Овчаруком и Игорем Дранкой он перерезал веревку и попытался сделать Кливченко массаж сердца, но спасти его уже не смогли. В администрации смерть Кливченко также назвали суицидом.
Правозащитники отмечают, что тело Кливченко нашли в комнате для хозяйственного инвентаря, куда рядовые заключенные могут попасть только в сопровождении дневального или начальника отряда. Кроме того, балка, на которой якобы повесился заключенный, закреплена на высоте трех метров. А чтобы проникнуть в помещение, частично парализованному заключенному нужно было бы пролезть в форточку. Именно этой версии придерживаются сотрудники ФСИН, рассказал координатор проекта Gulagu.net в Ростовской области Антон Дроздов.
Согласно же анонимному сообщению, которое получили правозащитники, начальник оперативного отдела вместе с подчиненными избил Кливченко в помещении отдела, а затем передал его осужденным, "якобы поддерживающим так называемые "воровские традиции" (по сути, речь идет о негласных агентах оперативного отдела)". В 11-м отряде эти заключенные якобы продолжили избивать Кливченко, причинив ему смертельные травмы. Затем злоумышленники инсценировали его самоубийство, утверждает источник.
5 и 6 февраля от свидетелей происшествия из числа осужденных требовали дать выгодные администрации ИК-14 письменные объяснения о случившемся и показания на опросе следователями и прокурором.
По данным основателя проекта Gulagu.net Владимира Осечкина, сотрудники колонии вымогают у осужденных деньги и фактически торгуют УДО (за подготовку пакета документов для передачи в суд требуют до 200 тысяч рублей), а также различными поощрениями и режимными поблажками. В этом им помогают заключенные, которых он называет "негласными агентами" ГУ ФСИН. Злоумышленники выдают себя за крупных представителей "воровского" мира. За деньги "агенты" надзирателей могли договориться о контрабанде в колонию мобильных телефонов, наркотиков и других запрещенных предметов или веществ.
На осужденных, которые не соглашаются с этим произволом и пытались жаловаться, сотрудники ИК и "блатные" оказывают давление.
О смерти Смирнова и Кливченко правозащитники написали 7 февраля. А уже через два дня стало известно о гибели еще одного заключенного в ИК-14. 62-летний Сергей Токарев скончался почти одновременно с Кливченко, даже на три часа раньше него.
По словам анонимного источника, 4 февраля в колонию с проверкой приезжали сотрудники ГУ ФСИН. Они были недовольны тем, что заключенные использовали самодельные шторки у кроватей, а это запрещено правилами внутреннего распорядка. Такая шторка была и у пенсионера Сергея Токарева.
Руководство ИК-14, как утверждает источник Gulagu.net, поручило сотрудникам оперативного отдела наказать осужденных, у которых были обнаружены злополучные шторки. Оперативники, в свою очередь, связались по мобильным телефонам с "негласными агентами из числа криминальных лидеров колонии" и перепоручили наказание им. После вечерней поверки провинившихся заключенных позвали в отряд к "блатным". Там злоумышленники, которых было не меньше пяти, по очереди избивали заключенных руками и ногами. Последним "блатные" избили Токарева, который скончался на месте (возможно, у него случился сердечный приступ).
По информации Антона Дроздова, заключенных сначала били надзиратели в оперотделе. И только потом вызванные туда криминальные лидеры увели их в отряд. Для избиения Кливченко злоумышленники использовали сантехническое оборудование. "Четыре молотобойца из "Кремля" (помещение 2-го отряда колонии) добивали его трубами из-под воды, пластиковыми", - рассказал Дроздов.
"Галоша" угрожает заключенным и правозащитникам
11 февраля Осечкин сообщил, что координатору Антону Дроздову грозит опасность со стороны криминальных авторитетов ИК-14, известных под кличками Жора Ассириец и Серега Огурец. Один из них имеет статус "положенца" (то есть является вором в законе, который "управляет" колонией, решая все конфликты между заключенными), а другой - "смотрящего".
Примечательно, что Ассириец и Огурец были судимы по одному уголовному делу, но это не мешает им отбывать наказание вместе. В подчинении у Ассирийца и Огурца находятся заключенные с кличками Шрам и Ибрагим.
Анонимный источник рассказал, что Ассириец и Огурец готовят расправу над Дроздовым, который подавал заявления о коррупции и должностных преступлениях сотрудников областного ГУ ФСИН.
Бывшие заключенные и родственники осужденных, которые в настоящее время находятся в ИК-14, рассказали, что распорядок жизни в колонии контролируют члены организованного преступного сообщества "Галоша", которых негласно поддерживают отдельные сотрудники оперативного управления ФСИН. Родственники утверждают, что со всех заключенных под предлогом взносов в "воровской общак" ежемесячно собирают деньги: часть этих сумм получают надзиратели, другую - члены "Галоши", возглавляемой Жорой Ассирийцем и Серегой Огурцом. Жалобщиков и неплательщиков избивают палками и пластиковыми трубами заключенные, которые подчиняются криминальным лидерам.
Кстати, погибший в ИК-14 уроженец Таганрога Смирнов был близок к Огурцу и другим "блатным". Он сам принимал участие в поборах и вымогательстве. Смирнов был осужден на 18 лет. До окончания срока ему оставалось четыре года.
Незадолго до смерти Смирнов переписал свое имущество на родственников. Возможно, у него возник конфликт с "блатными".
"Авторитеты" ИК-14 промышляли сетевым мошенничеством и "кормили" сотрудников ФСИН
По словам анонимного источника, одним из сообщников Сереги Огурца был наркоман Горбань. За право регулярно употреблять наркотики, а также пользоваться мобильным телефоном и ноутбуком уголовник платил "дань" в размере 1,5 миллиона в месяц.
За то, что ему каждое утро выдавали "дозу", Горбань промышлял прямо за решеткой мошенничеством. На популярном сайте купли-продажи Avito Горбань находил объявление по продаже машин, а потом звонил автовладельцу и узнавал номер его банковской карты, якобы для перевода задатка.
Затем Горбань звонил в банк и брал идентификатор пользователя для входа в сервис "Сбербанк онлайн". После этого предприимчивый заключенный снова звонил продавцу и говорил, что переводит деньги от фирмы и что на телефон придет пароль для подтверждения. Доверчивый автолюбитель называл пять цифр, указанные в SMS, после чего мошенник получал доступ ко всем картам и вкладам продавца машины.
Деньги выводились со счетов на сим-карты, которые Горбаню давал Огурец. Потом их переводили на банковские карты. Часть средств получал высокопоставленный сотрудник ГУ ФСИН, а другую часть похищенных денег - вор в законе Нодар, проживающий в Греции.
Скорее всего, речь идет о 43-летнем Нодаре Асояне по кличке Нодар Руставский. Именно он в последние годы проживал в Греции, а также был связан с ростовским криминалом. В начале 2011 года Нодара экстрадировали из Афин в Москву по обвинению в ряде краж, совершавшихся в период с 2002 по 2006 год на автовокзале в Ростове-на-Дону, а также в разбойном нападении.
Уже в марте 2011 года Асояна выпустили из-под стражи под залог в миллион рублей. Спустя год уголовное дело передали в суд, и сразу после этого вор в законе скрылся, покинув пределы России, писал ранее "Прайм Крайм".
После того как местонахождение мошенника было установлено по биллингу, Огурец и его покровители уговорили Горбаня взять всю вину на себя. В рамках расследования выяснилось, что только за два месяца счета Горбаня от мошеннической деятельности на Qiwi пополнились на более чем 3,7 миллиона рублей. "Более 80% из этих средств ушло "крыше" из ГУ ФСИН и криминалитета", - отмечает источник.
Еще один преступный способ извлечения доходов для сотрудников ФСИН и "блатных" был связан с работой магазина для заключенных. Товар туда завозился два раза в месяц, причем администрация предоставляла право первой закупки осужденным, работающим на промзоне и в хозотряде. После этого в магазине "уже почти ничего не оставалось".
Затем обслуживали пенсионеров и инвалидов. В итоге на прилавке можно было увидеть только соль и гуталин. В условиях такого дефицита заключенные вынуждены платить за контрабанду продуктов крупные суммы. Цена пачки сигарет - 60 рублей, сыра - 900 рублей за кг, сала - до 1300 рублей, палки колбасы - 500-650 рублей (в обычном магазине такой сервелат стоит 230 рублей за килограмм).
ФСИН настраивает родственников осужденных против правозащитников
По словам правозащитника Антона Дроздова, после визита в морг семья Кливченко (его мать и родная сестра) отказалась от помощи правозащитников. Их "словно подменили". "Нам ничего не надо" - говорили женщины. Дроздов предполагает, что их могли подкупить.
Двоюродная сестра Кливченко Людмила рассказала, что "родственники не хотят ничего". При этом женщина не верит, что ее кузен действительно покончил с собой. "Но от моих слов ничего не изменится", - говорит она.
По последним данным Владимира Осечкина, на днях ростовские колонии объехали подчиненные начальника оперативного управления ГУ ФСИН Дмитрия Скребца. Они собирали информацию о правозащитниках и родственниках осужденных, которые к ним обращались. Как рассказал источник, сотрудники убеждали заключенных, что Gulagu.net - "пятая колонна", которая хочет опорочить руководство ГУ ФСИН, а доверять можно только представителям ОНК. Также оперативники распорядились изъять у рядовых заключенных мобильные телефоны, чтобы те не звонили "куда попало".
Антон Дроздов уже покинул Ростовскую область и находится в Подмосковье. Решение уехать он принял после того, как заметил за собой слежку. Правозащитник считает, что своей деятельностью подорвал мощный криминальный источник финансирования "авторитетных" обитателей ИК-14 и связанных с ними коррупционеров-чиновников.
"По моим подсчетам, ИК-14 за один только месяц при том положении, которое было, собирала от полутора миллионов рублей. Я думаю, что коррумпированность при таких суммах будет более чем высокая", - говорит Дроздов. А теперь из-за волны проверок "блатные" не могут собирать такие суммы.
Владимир Осечкин отправил заявления с требованием провести расследования по фактам коррупции в ИК-14 в адрес начальников прокуратуры и управления СК РФ по Ростовской области, а также в адрес руководителей ФСИН, ФСБ и ГУУР МВД.