Кировский районный суд Казани принял решение взыскать с МВД Татарстана 10 тысяч рублей в пользу местного жителя Сергея Дроздова, брат которого Павел умер в отделе полиции "Юдино" после пытки "ласточка"
Кировский районный суд г. Казани

Кировский районный суд Казани принял решение взыскать с МВД Татарстана 10 тысяч рублей в пользу местного жителя Сергея Дроздова, брат которого Павел умер в отделе полиции "Юдино" после пытки "ласточка". Погибший занимал должность заместителя директора Казанского техникума железнодорожного транспорта.

Заявитель требовал взыскать с МВД два миллиона и 84 тысячи рублей за нравственные страдания, которые он испытывал, смотря видеозапись пыток своего брата. Прокурор это требование поддержал, а представитель защиты просил оставить иск без удовлетворения, сообщает "Медиазона" со ссылкой на юриста Игоря Шолохова, сотрудничающего с правозащитной организацией "Зона права".

"Судья в 200 раз снизил размер компенсации, которую Сергей Дроздов просил в иске. Безусловно, мы считаем присужденную сумму мизерной и будем обжаловать сегодняшнее решение в Верховном суде Татарстана", - рассказал Шолохов.

Преступление, о котором идет речь, было совершено 1 февраля 2012 года. Пятеро сотрудников полиции вошли в камеру для административно задержанных, где находился 45-летний Павел Дроздов, задержанный в кафе "Узбечка" за приставания в нетрезвом виде к посетителям.

Один из полицейских провел прием самбо (загиб руки за спину) на правой руке, второй сотрудник - на левой руке, а третий полицейский повалил мужчину на пол. Допрошенный в рамках расследования уголовного дела помощник оперативного дежурного отдела полиции "Юдино" подтвердил, что нанес лежавшему "расслабляющий удар" ногой в правый бок.

Затем с помощью наручников, а также брючных ремней и веревки, лежавших в служебном сейфе, сотрудники полиции связали Дроздова в позе "ласточка" (положение, при котором у человека ноги связаны и подтянуты к рукам). Через некоторое время после этого задержанный скончался.

Уголовное дело об инциденте в "Юдино" возбудили только после публикации видеоаписи пытки.

(18+)

Брат погибшего Сергей Дроздов вспоминал, что узнал о смерти Павла от матери рано утром 2 февраля. Когда он пришел в отдел, полицейские не могли внятно объяснить, что случилось с задержанным.

"Они ничего конкретного не говорили. Просто: "Вот так получилось". Нам никто не говорил, что его связывали. Говорили, что он шумел и его пришлось обездвижить, и все. А такие нюансы - никто ничего не говорил", - рассказал Сергей.

Спустя несколько дней уголовное дело наконец возбудили по пунктам "а" и "б" части 3 статьи 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий с применением насилия и спецсредств"). Еще через два дня все полицейские, причастные к гибели инженера и преподавателя, уволились из "Юдино" по собственному желанию.

В пытках принимали участие братья Сергей и Алексей Петикины - помощник начальника отдела и помощник оперативного дежурного соответственно, дежурный Эдуард Болгаров, участковый Андрей Маркунин и кинолог Олег Бачуров. Процессом руководил Сергей Петикин.

На протяжении пяти лет уголовное дело трижды прекращали: сначала следователи не находили события преступления в случившемся, а затем - состава преступления в действиях полицейских. Каждый раз семья погибшего через суд добивалась возобновления расследования.

Сергей Дроздов обратился в Европейский суд по правам человека, который постановил, что российские власти нарушили в отношении его брата статью 2 и статью 3 Конвенции о защите прав человека (право на жизнь и запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения). После решения ЕСПЧ четверых полицейских задержали, а участковый ОП "Юдино" Андрей Маркунин был найден повешенным в собственном гараже в апреле 2012 года.

Суд 29 ноября 2017 года приговорил Сергея Петикина к четырем годам условно, его брат Алексей, а также Эдуард Болгаров и Олег Бачуров получили по 3,5 года условно. Каждому суд назначил испытательный срок в три года и лишил права занимать должности в правоохранительных органах на три года. Верховный суд Татарстана оставил этот приговор, вынесенный стражам порядка за преступление шестилетней давности, без изменений.

Житель Татарстана отсудил 50 тыс. рублей за избиение в полиции

Решение российской Фемиды по делу об убийстве Павла Дроздова выглядит издевательским, а назначенная компенсация - смехотворной на фоне другого судебного решения. Так, менее месяца назад Верховный суд Татарстана постановил взыскать с МВД РФ 50 тысяч рублей в пользу Евгения Михайлова, которого избил участковый в Альметьевске.

В июне 2016 года старший участковый ОМВД по Альметьевскому району Динар Шигапов в служебном кабинете 15 раз ударил задержанного за административное правонарушение в область грудной клетки и поясницы, писала "Зона права".

"Я услышала хлопки, как будто кого-то избивают. При этом были слышны заглушенные крики мужчины о помощи, который просил, чтобы не наносили удары", - рассказала одна из свидетельниц.

Свою причастность к преступлению Шигапов не признал, однако судья счел вину полицейского в превышении должностных полномочий с применением насилия полностью доказанной.

Своими действиями майор полиции Динар Шигапов дискредитировал правоохранительную систему, подорвал доверие к ней со стороны граждан и общества, а также создал общественное мнение о работниках ОМВД по Альметьевскому району как неспособных защитить права и законные интересы граждан. 29 августа 2017 года суд приговорил офицера Динара Шигапова к двум годам лишения свободы в колонии общего режима и запретил работать в правоохранительных органах на тот же срок.

(18+)

22 февраля Альметьевский горсуд постановил выплатить потерпевшему 15 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда. Михайлов обжаловал это решение. В итоге 19 апреля 2018 года Верховный суд Татарстана увеличил сумму компенсации на 35 тысяч рублей, хотя ответчик и прокуратура просили оставить приговор без изменений.

Правозащитники считают, что даже в этом случае размер компенсации "не соответствует тем физическим и нравственным страданиям, которые перенес Михайлов в полиции". "По сути, один удар участкового, а всего их было 15, оценили в 3300 рублей, - говорил юрист Андрей Сучков, сотрудничающий с правозащитной организацией "Зона права" и Казанским правозащитным центром. - Мы намерены обжаловать решение Верховного суда республики в вышестоящей инстанции, поскольку заявленная нами сумма в 750 тысяч рублей соответствует практике Европейского суда по правам человека по схожим делам".