В среду Ленинградский областной суд вынес приговор 32-летнему бывшему проректору Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Василию Валерьевичу Соловьеву, сообщает официальный сайт ведомства. Его обвиняли в организации убийства бывшего босса - ректора Александра Викторова.
Василия Соловьева освободили из-под стражи еще в понедельник, когда 10 из 12 присяжных сочли его невиновным. Российская Фемида также отказала в удовлетворении гражданских исков о возмещении причиненного морального вреда, заявленных по уголовному делу потерпевшими Викторовым В. А., Викторовой Е. В. и Ушаковой М. А. (сын, дочь и жена убитого). Родственники ректора просили взыскать с подсудимого 350 миллионов рублей, пишет "Фонтанка.ру" со ссылкой на адвоката Мурада Мусаева.
По версии следователей, ректор университета Александр Викторов направил ряд исковых заявлений о взыскании ущерба, причиненного вузу. Ответчиками по ним выступали организации, принадлежащие Василию Соловьеву.
Основаниями для судебных разбирательств послужили невозврат денег за обучение студентов и отчуждение фирмами Соловьева объектов недвижимости, сообщало РИА "Новости".
Следователи полагали, что финансовый конфликт Соловьева и Викторова и стал причиной убийства ректора. Реализуя задуманное, бывший проректор предложил своему знакомому Виталию Ковалеву принять участие в организации убийства за денежное вознаграждение в размере не менее 30 тысяч евро, а также за передачу ему объекта недвижимости в Санкт-Петербурге. Согласившись, Ковалев привлек в качестве соисполнителей своих знакомых Вячеслава Макарова и Андрея Елисеева, утверждали следователи.
"На протяжении двух недель исполнители, установив место жительства своей жертвы, изучали распорядок дня Викторова, схемы передвижений, а также тщательно планировали преступление, - говорилось в пресс-релизе СК РФ. - Ковалев приискал пистолет с прибором для бесшумной стрельбы и патроны к нему".
В ходе экспертизы установлено, что пистолет, использованный для убийства и внешне похожий на ПМ, изначально был газовым. Однако путем замены штатного ствола на нарезной его превратили в боевое оружие.
5 сентября 2012 года Елисеев и Макаров с целью совершения убийства прибыли в город Всеволожск Ленинградской области, имея при себе пистолет, предоставленный Ковалевым. Елисеев проник на территорию участка N6 по Ягодному переулку, где проживал Викторов, и, дождавшись его возвращения домой, произвел не менее пяти выстрелов в потерпевшего. От полученных ранений ректор вуза скончался на месте.
Елисеев также ранил супругу Александра Викторова, чтобы она не помешала ему скрыться с места происшествия. После этого киллер покинул домовладение и уехал на автомобиле под управлением Макарова.
Добавим, что убитый Александр Викторов в 2004-2008 годах занимал пост главы городского комитета по науке и высшей школе.
В том же сентябре 2012 года, когда был убит Викторов, Макаров и Ковалев стали готовить еще одно аналогичное преступление. "Однако они не смогли довести до конца свой преступный умысел, так как были задержаны сотрудниками правоохранительных органов", - рассказали в СК РФ.
В 2014 году состоялось первое разбирательство по делу об убийстве Викторова. Тогда присяжные оправдали Ковалева, однако его задержали в рамках другого уголовного дела и конвоировали в Москву. Позже Верховный суд РФ отменил оправдательный приговор по делу об убийстве ректора и направил материалы на новое рассмотрение.
В конце мая 2015 года при новом рассмотрении присяжные единогласно признали Виталия Ковалева виновным и не заслуживающим снисхождения, а суд назначил ему наказание в виде 17 лет лишения свободы. Ранее также были осуждены Вячеслав Макаров и Андрей Елисеев, получившие девять и 13 лет колонии строгого режима соответственно.
Последним из фигурантов перед судом предстал Соловьев. Ему инкриминировали ч. 3 ст. 33, п. "б, з" ч. 2 ст. 105 УК РФ ("Организация убийства по найму, связанного со служебной деятельностью потерпевшего"). Для своей защиты мужчина использовал именно тот факт, что о его конфликте с Викторовым было известно окружающим. По логике Соловьева, было бы неразумно с его стороны отдавать распоряжение киллерам об убийстве Викторова, если при этом сам экс-проректор становился главным подозреваемым.