21 июля Могилевский областной суд огласил приговор по уголовному делу "черных риелторов". Обвиняемых признали виновными в шести убийствах, а также в подготовке еще трех аналогичных преступлений.
Подсудимым Игорю Гершанкову и его сообщнику Семену Бережному суд назначил наказание в виде смертной казни через расстрел с конфискацией всего имущества, сообщает официальный сайт Верховного суда Белоруссии.
Третий фигурант дела Борис Колесников получил 22 года и один месяц колонии строгого режима с конфискацией имущества. Он также заплатит штраф в размере 405 белорусских рублей (больше 200 долларов). А супруга одного из главных фигурантов Татьяна Гершанкова приговорена к 24 годам общего режима с конфискацией имущества.
Как следует из материалов дела, осужденные совершали преступления в период с 2009-го по 2015 год. Их жертвами становились одинокие алкоголики, имеющие долги по коммунальным платежам. Пользуясь тяжелым материальным положением потерпевших, Гершанков и Бережной уговаривали их продать жилье, чтобы "решить все проблемы".
Злоумышленники "нарочито демонстрировали доброжелательность, погашали задолженность по оплате коммунальных платежей, оплачивали расходы по приватизации жилья, давали деньги на продукты питания и спиртное, обещали помочь с приобретением нового жилья и трудоустроиться - то есть входили в доверие к жертве", отмечают в суде.
Затем "черные риелторы" гасили задолженности потерпевших, после чего начинали настаивать на срочной продаже их жилья. Стремясь вернуть долг своим "благодетелям", владельцы квартир соглашались на любую сделку.
Перед продажей недвижимости собственнику также показывали квартиру, в которой он якобы смог бы жить после сделки. В действительности эта квартира арендовалась злоумышленниками на одни сутки. Таким образом, после продажи жилья потерпевший становился бездомным, которого обрекали на смерть.
"Особо циничным выглядит то, что непосредственно перед заключением сделки обвиняемые определяли место будущего захоронения жертвы на одном из сельских кладбищ Могилевского района и области, подыскивали копателей могил, приобретали похоронную атрибутику", - говорится в пресс-релизе суда.
Злоумышленники вводили потерпевших в состояние глубоко сна, подмешивая в спиртные напитки клофелин. Затем жертв душили, надевали на голову полиэтиленовый пакет, обматывали скотчем и отвозили для захоронения в заранее выкопанных могилах. Некоторых потерпевших, предположительно, закапывали заживо, писало информагентство Naviny.by.
Например, Бережной на одном из допросов затруднился ответить следователю, закопал ли он мертвым одного из потерпевших. "Этого я не знаю. По-моему, живым. Он еще спал", - произнес обвиняемый.
В целях конспирации преступники представлялись вымышленными именами, использовали парики, очки, сим-карты, оформленные на потерпевших или подставных лиц, передвигались на автомобилях с частично закрытыми номерами или вовсе без номеров. После убийств злоумышленники уничтожали личные документы жертв - паспорта, военные билеты и прочее.
В марте 2015 года подозреваемые были задержаны милиционерами.
Судебное разбирательство длилось около восьми месяцев. Каждому из фигурантов было предъявлено обвинение по нескольким статьям Уголовного кодекса Белоруссии: убийство, покушение на убийство, похищение человека, приготовление к похищению, мошенничество, разбой, вымогательство, незаконная предпринимательская деятельность, уничтожение документов, незаконный оборот психотропных веществ.
Гершанков ранее уже был судим за махинации с квартирами. Однако после ареста он утверждал, что к преступлениям его принуждал Бережной, которому он был должен 45 тысяч долларов. За каждое убийство Бережной, который был гастарбайтером и до кризиса работал на стройках в России, якобы списывал с Гершанкова часть долга.
Например, за убийство жительницы Могилева Витковской сумма долга уменьшилась с 36 тысяч до 30 тысяч долларов. Труп убитой впоследствии был найден в захоронении на кладбище у деревни Кадино Могилевского района.
По словам Гершанкова, Бережной лично задушил Витковскую по дороге на кладбище. Подследственный охарактеризовал предполагаемого главаря банды как "странного человека", способного подавлять волю других. Со слов Игоря, с 2009 года он жил "как в пелене".
"Вы занимались квартирами, покупали машины, в тюрьме сидели четыре года - это все было "в пелене"?" - переспросил судья Григорий Качалов. Гершанков ответил утвердительно.
Бережной также валил вину на Гершанкова. "У Игоря был дар. Он мог подойти к любому и найти нужные слова. У него есть ответ на любой вопрос. А еще были связи в милиции", - утверждал Бережной.
Вину в убийствах отрицала и жена Гершанкова. "Я первая женщина в Белоруссии, которой запрашивается 24 года, при этом не убившая ни одного человека", - со слезами на глазах говорила подсудимая.
Борис Колесников настаивал на том, что действовал по принуждению.
Как писала белорусская пресса, 19 декабря 2016 года судебное заседание посетил один из потерпевших, которому удалось выжить. Все заседание он проспал. Мужчина "лишился жилья и теперь живет на вокзале", писало информагентство Naviny.by.