В Москве арестован бизнесмен, истребивший из-за долгов свою семью
Вести

Суд санкционировал взятие под стражу предпринимателя Юрия Меркинда, который обвиняется в хладнокровном тройном убийстве. Жертвой коммерсанта, боявшегося банкротства и нищеты, стали его жена и две несовершеннолетних дочери.

Московское управление СКП РФ предъявило 51-летнему гражданину России и Израиля Юрию Меркинду обвинение по статьям 105 (убийство двух и более лиц) и 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ, передает "Интерфакс" со ссылкой на официального представителя московского следственного управления Сергея Марченко.

Решение об аресте Меркинда принял Кузьминский районный суд. Около пяти часов вечера в понедельник сдавшегося милиции коммерсанта доставили в зал заседаний под конвоем, сообщает Life News.

Судья вынес постановление об аресте, удовлетворив ходатайство следователей. Они настаивали на заключении под стражу, поскольку Меркинд может пойти на новые тяжкие преступления. "Находясь на свободе, он может предпринять действия, направленные на завершение своего преступного умысла - убить сына и совершить самоубийство", - полагают следователи.

Представитель прокуратуры также отметил, что вина Меркинда подтверждается его показаниями, опросом свидетелей, а также другими материалами дела, в том числе проверкой показаний на месте.

В свою очередь обвиняемый не возражал против ходатайства следствия о его аресте, оставив этот вопрос "на усмотрение суда". Меркинд сообщил, что из-за долгов его семья находилась в смертельной опасности и он был уверен, что их все равно убьют.

На вопрос, признает ли он свою вину, бизнесмен лишь вздохнул: "Как я могу не признаться?"

Защитник обвиняемого Фарид Кораблев после ареста заявил, что намерен посоветоваться со своим подзащитным относительно обжалования ареста в Мосгорсуде.

По совокупности предъявленных обвинений Юрию Меркинду грозит пожизненное заключение. В ближайшее время он должен будет пройти психиатрическую экспертизу.

"Все равно их убьют кредиторы"

По предварительным данным, Юрий Меркинд расстрелял домочадцев за долг в десятки миллионов рублей. В ночь с пятницы на субботу он по очереди убил в доме №73 на Рязанском проспекте двух родных дочерей - Маргариту и Катю - в возрасте 16 и 9 лет соответственно, а также жену.

Проблемы у фирмы Меркинда начались еще в прошлом году, когда к "Копи Меркинд" подал иск "Номос Банк". Суд в итоге постановил, что коммерсант должен выплатить банку всю задолженность, а также проценты и пени по кредитному договору. Были у Меркинда и другие займы, причем общая сумма долга "тянула" на 20 и больше миллионов рублей.

Юрий Залманович Меркинд также являлся основным владельцем компании "ТрейдМерк". Обе его фирмы занимаются производством бумажной продукции, а 20 миллионов рублей (около 660 тысяч долларов США) - это их общий долг. Однако, по данным "Московского комсомольца", фирмы Юрия Меркинда задолжали кредиторам 38 миллионов рублей, и ему с большим трудом удалось вернуть 12 миллионов рублей из этих денег.

Впрочем, в суде сам Меркинд прояснил ситуацию относительно долга. "Первоначальная сумма была небольшая. А потом набежали проценты. Сейчас 22 миллиона рублей, - сказал он. Если бы банки и все остальные ждали, мы бы дело раскрутили. В прошлом году я полторы этой суммы заработал. Но уже запустили судебное производство, судебные приставы и так далее".

По его словам, через неделю вся семья оказалась бы на улице без копейки в кармане. "Были бы живы, но это было бы загнивание", - добавил многодетный глава семейства.

"Все равно их убьют за такие деньги, им не жить, - говорил следователям Юрий Меркинд, - негде жить, не на что. А долг мне отдать неоткуда. Тогда я подумал, лучше их сам убью".

Свои неудачи в бизнесе он объяснил высокими банковскими процентами, передает ИТАР-ТАСС. По его словам, жена знала о его долгах и старалась помочь - Инна Чернышева даже продала три принадлежащие ей квартиры.

"Если честно, я был уверен (в том, что кредиторы убьют жену и детей). Милиция поможет, но позже. Она же по факту действует", - сказал бизнесмен в понедельник журналистам.

Именно этого он боялся больше, чем собственно нищеты и банкротства. "Я бы мог прокормить семью, но я не смог бы защитить их от долгов", - отметил Меркинд.

Бизнесмен уверен, что частные кредиторы расправились бы и с ним, и с его семьей. Печальный опыт общения с такими людьми у коммерсанта уже был.

"В прошлом году мне угрожали. Тогда все разрешилось. Но исходя из тех угроз я представил, как будет теперь, - сказал Меркинд. - Те, кто угрожали, реально угрожали. И вывозили, и все такое... Та проблема разрешилась, а сейчас... Самоубийство ничего не решило бы. Жена - поручитель".

На предположение, что детей расплата могла обойти стороной, убийца добавил: "А куда они без меня? Забрали бы за долги - и все".

На себя патронов не хватило

По последним сведениям, Юрий Меркинд стрелял расчетливо, и рука у него не дрожала. Он якобы не сделал ни одного промаха. Сначала детоубийца четыре раза выстрелил в своих дочерей. Пули попали каждой из спящих девочек в грудь и в голову, не оставив им ни единого шанса.

46-летняя мать девочек - Инна Чернышева - спала в соседней комнате, но проснулась от шума, хотя стрелял ее муж с использованием глушителя. Дойти до кроватей дочерей женщина не успела: Меркинд столь же безжалостно и хладнокровно расстрелял и ее.

Впрочем, согласно версии "МК", все было не так расчетливо. Газета пишет, что, по словам Меркинда, он нашел пистолет с глушителем и неполной обоймой (в магазине было только 6 патронов) во дворе своего дома 17 марта. Причем изначально оружие было неисправно, однако коммерсант каким-то образом самостоятельно его починил.

В пятницу, 19 марта, у себя в офисе Меркинд два раза выстрелил в диван, чтобы опробовать оружие. В обойме, таким образом, осталось только 4 патрона: два на жену и по одному на обеих дочек.

"Сначала я выстрелил в спящую жену, - рассказывал после добровольной сдачи Меркинд. - Но с первого раза у меня не получилось. Со второго раза я ее все же убил. И девочек тоже".

Израсходовав боеприпасы, мужчина обнаружил, что ему самому последнего патрона не досталось. Именно за ним он якобы решил отправиться во Владимир, хотя сначала планировал ехать в Санкт-Петербург. При этом Меркинд продолжал действовать хладнокровно.

"Я подумал, что меня могут остановить по пути во Владимир из-за дырок от пуль в куртке, - сказал Юрий Меркинд. - Дыры образовались, когда я стрелял в детей и жену через свою куртку. Поэтому пришлось вернуться".

Возвратившись домой, Меркинд провел в квартире еще некоторое время. Он сел за семейный компьютер, удалил фотографии и стер аккаунты дочерей и жены в социальных сетях. При этом он почему-то не стал стирать собственный аккаунт в сети "Одноклассники", куда не заходил с 19 февраля 2009 года.

У Юрия Меркинда еще оставался 19-летний сын Михаил, который и обнаружил первым убитых родственников. Согласно первоначальной версии, Меркинд-младший приехал на побывку из армии, однако по другим сведениям он всю ночь с пятницы на субботу работал в фирме отца и вернулся домой только около 11 утра. К этому времени его отец уже скрылся.

По словам убийцы, сына он убивать не хотел, "так как полагал, что он единственный сможет пробиться в жизни".

По дороге во Владимир нервы у Юрия Меркинда все-таки не выдержали: тогда он сам подошел к постовому милиционеру и сдался. По словам же самого подозреваемого, он просто не смог достать патроны, чтобы довершить задуманное. Кроме того, он якобы решил сдаться, чтобы "спасти оставшееся".

"Я поехал во Владимир. Мне сказали, что там можно купить патроны, - рассказал Меркинд. - Но патроны я не купил, и пришла мысль спасти оставшееся. Я понял, Мише (сыну) надо помочь".

Как сообщила руководитель пресс-службы Волго-Вятского управления УВДТ на железнодорожном транспорте Светлана Яписова, в 21:00 сотрудник ЛОВД дежурил на местном железнодорожном вокзале. К милиционеру обратился прилично одетый, совершенно адекватный мужчина и заявил, что убил жену и двоих детей. Позже мужчина сдал "ствол", переделанный из травматического пистолета Макарова, и написал явку с повинной.

В воскресенье оперативники возили Юрия Меркинда сразу на два следственных эксперимента. Сначала на фирму, которая ему принадлежала, а потом к нему домой.

Авторство предсмертной записки не установлено

Около 11 часов утра 20 марта домой вернулся Михаил Меркинд, который и увидел страшную картину расправы. В квартире была обнаружена и предсмертная записка, текст которой приводится в различных вариантах. "Все устали от проблем и решили так уйти, никто в проблеме не виноват", - цитирует послание Life News. Накануне в СМИ публиковался другой текст: "Мы добровольно ушли из жизни". А в "МК" была третья версия текста записки: "Мы решили уйти из жизни вместе".

Со слов соседки, Михаил Меркинд высказывал сомнения в том, что записка написана почерком отца.

Один из знакомых семьи Меркинд рассказал редакции NEWSru.co.il, что Маргарита Меркинд очень любила своих родителей и буквально за день до гибели она говорила, что ее родители "лучшие в мире". Девочка училась в музыкальной школе – играла на контрабасе и бас-гитаре. Младшая дочь – третьеклассница Катя – была юной художницей, рисовала комиксы и иллюстрации для книг.

"Катюша была славным, милейшим ребенком, - со слезами на глазах и дрожью в голосе говорит ее классный руководитель из школы № 899 Галина Милешкина. - Трудно поверить, что я сейчас сказала "была". Не представляю ее убитой. Столько жизни, радости было в Катечке".

Инна Чернышева – уроженка Первоуральска. Некоторое время она с детьми и мужем жила в Израиле, но потом (судя по всему, в 2006 году) вернулась в Россию, получила регистрацию в Московской области и проживала в Москве на съемной квартире. Женщина была домохозяйкой и занималась воспитанием младших детей.

Старший сын окончил 112-ю московскую школу. По словам соседей, семья жила настолько скромно, что совершенно не походила на состоятельных людей.

Самому Юрию Меркинду в школе тоже дали исключительно положительную характеристику. "Отца я видела лишь однажды, - вспоминает Галина Милешкина. - Он был такой спокойный, уравновешенный. Ничего плохого о нем не слышала. Я не верю, что он убил семью. Этого просто не могло быть. Юрий Меркинд, наверное, больше всего на свете любил своих дочерей".

После этого преподавательница заплакала.

Известно, что Юрий Меркинд окончил школу и вуз в Челябинске. До репатриации в Израиль семья жила в Москве.

Галина Милешкина не знает, как говорить о произошедшем своим ученикам. "Мы еще не всем сказали о случившемся, - продолжает она. - Те дети, которые узнали, уже приходили в школу вместе с родителями. Все плакали. Мы, несмотря на каникулы, собрали уже 100 тысяч рублей на похороны нашей ученицы".

В посольстве Израиля в Москве не комментируют информацию об убийстве израильских граждан. В экстренном порядке информация о погибших за границей израильтянах проверяется посольством только в том случае, если их планируется похоронить в Израиле. Такой просьбы не поступало.