Судебная коллегия по уголовным делам Оренбургского областного суда рассмотрела апелляционные жалобы на приговор Ленинского районного суда Оренбурга, вынесенного по уголовному делу, которое было возбуждено в отношении 65-летнего экс-депутата Законодательного собрания Оренбургской области Виктора Иоаниди. Он был признан виновным в подготовке заказного убийства коммерсанта и членов его семьи, включая детей. Мотивом расправы было желание расчистить поле для бизнеса, которому сулили успех в условиях антироссийских санкций.
Российская Фемида смягчила приговор Виктору Иоаниди, который в настоящий момент является генеральным директором ООО "Гостиный Двор Лада". Бывшему народному избраннику назначено наказание в виде девяти лет и трех месяцев колонии. Также осужденный заплатит штраф в 80 тысяч рублей, сообщает официальный сайт областной прокуратуры.
Сообщник Иоаниди и его партнер по бизнесу, 64-летний пенсионер Борис Лушников, проведет за решеткой семь лет и 10 месяцев. Он также выплатит штраф в 75 тысяч рублей. После выхода из мест заключения свобода осужденных будет ограничена еще на 10 месяцев.
В суде установлено, что в период с сентября 2014 года по январь 2015 года Иоаниди, "решивший в условиях экономических санкций заняться торговлей овощами и фруктами, организовал приготовление к убийству конкурента - крупного бизнесмена Джурата Давидова и членов его семьи. Коммерсант занимался поставкой сельхозпродукции с территории Средней Азии в Оренбургскую область.
Важные показания, обличающие регионального политика, дал против него давний знакомый - криминальный авторитет и "положенец" Станислав Муравьев. Именно он играл роль посредника, нашедшего киллера для убийства владельца ночного клуба "Инфинити" Джурата Давидова.
Самого Муравьева осудили на 6,5 года колонии строгого режима. Уже после этого он и дал показания против Иоаниди.
Показания свидетелей
Как рассказывал в суде Муравьев, с Виктором Иоаниди он был знаком еще с 1990-х годов. Станислав называл его "батей". А когда после присоединения Крыма в 2014 году Россия оказалась под международными санкциями и в Кремле стали много говорить о курсе на импортозамещение и "развороте на восток", Муравьев и Иоаниди решили использовать благоприятную ситуацию для создания совместного бизнеса, связанного с поставкой овощей и фруктов из Средней Азии.
Согласно показаниям Станислава Муравьева, Виктор Иоаниди предложил два способа убийства Давидова. А на роль киллера Муравьев подыскал своего бывшего сокамерника - уроженца Узбекистана Фазлиддина Джумабаева по кличке Федя. Тот согласился, поскольку боялся расправы со стороны криминального авторитета Муравьева.
Станислав принялся обучать Федю мастерству убийства. Он привозил ему клофелин и отравленные иглы, учил стрелять из пистолета. Предлагал также убить бизнесмена и его родственников молотком, говоря при этом, что расправа планируется не ради денег.
Убедившись, что Федя не подходит на роль киллера, Муравьев отказался от его услуг, а Лушников и Иоаниди нашли другого исполнителя - Виктора Бызгаева, приехавшего из города Светлый. Киллера поселили в гостинице "Лада", принадлежащей Иоаниди. Там же проходили его встречи с заказчиками, вырабатывавшими план дальнейших действий.
Тем временем Джумабаев, знавший на начальном этапе о подготовке убийства семьи бизнесмена и отказавшийся убивать его вместе с женой и двумя детьми, рассказал все потенциальной жертве, а Давидов пошел в полицию. Началось расследование, в ходе которого были задержаны "киллер N2", которому заказчики к тому времени передали пистолет, и Муравьев.
Отметим, что первые показания Станислава Муравьева расходятся с тем, что он говорил потом в суде. По словам Муравьева, адвокат для его защиты был нанят Виктором Иоаниди и он запрещал подзащитному соглашаться на сделку со следствием и упоминать в показаниях фамилию депутата.
А Бызгаев вообще отказался давать показания до суда. Но до судебного процесса не дожил, так как умер от рака. Его выпустили из СИЗО за 10 дней до смерти.
В уголовном деле также фигурировал засекреченный свидетель, дававший показания под фамилией Морковкин, писал сайт "Оренбургская политика". "В 2014 году Муравьев решил заняться поставкой фруктов. Он озвучил это Лушникову, Иоаниди, - рассказывал свидетель. - Муравьев решил, что все фрукты должны через него идти, поэтому он вызвал своего друга Мирзо из Узбекистана, чтобы он поговорил с Джуратом". Однако переговоры окончились ничем.
По словам засекреченного свидетеля, "Муравьев не любил нерусских".
"Он считал, что они не должны вести бизнес в России, а если и ведут, то должны платить за это. Предполагалось, что Муравьев сможет установить отношения с Давидовым и ему будут со скидкой товар отдавать", - пояснил фигурант.
В этой схеме был задействован и старший оперуполномоченный отдела собственной безопасности оренбургской таможни Анатолий Ермаков. Он должен был находить других поставщиков, независимых от Давидова. Позднее Ермаков был осужден за получение взятки по заявлению Джурата Давидова.
Показания давал еще один свидетель, засекреченный под фамилией Ворошилов. Причем когда судья спросил его, откуда ему стало известно о намерении Иоаниди убить Давидова и всех членов его семьи, Ворошилов ответил - из средств массовой информации, пишет Pasmi.ru.
Судья вычеркнул показания свидетеля из перечня доказательств, а руководителю Следственного комитета дал указание привлечь следователя к ответственности за использования мер госбезопасности для свидетеля, который в них не нуждался. Ворошилов был совершенно бесполезен как свидетель обвинения, но "создал массовку", утверждало издание.
Иоаниди был признан виновным по ч. 3 ст. 33, ч. 1 ст. 30, п. "а, в, з" ч. 2 ст. 105 ("Организация приготовления к убийству по найму") УК РФ, а Лушников - по ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 30, п. "з" ч. 2 ст. 105 ("Пособничество в приготовлении убийства по найму") УК РФ. Также обоим инкриминирована ч. 2 ст. 222 УК РФ ("Незаконное приобретение, хранение и передача огнестрельного оружия, совершенные группой лиц по предварительному сговору").
Суд первой инстанции приговорил Иоаниди к наказанию в виде 9,5 года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с дополнительным ограничением свободы на один год и штрафом в 200 тысяч рублей. Лушникова осудили на восемь лет и два месяца лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на один год и штрафом в 150 тысяч рублей.
Примечательно, что до вступления приговора в законную силу Иоаниди и Лушникова оставили под домашним арестом. Это беспрецедентный случай, когда опасные преступники, покусившиеся на жизнь четырех человек, включая детей, сидят дома с браслетами дистанционного слежения.
Спорный мотив
Виктор Иоаниди более 25 лет возглавлял компанию "Оренбург Лада", продвигая отечественного производителя автомобилей еще с советских времен. "Сейчас пишут, что я в 90-е наворовал, чтобы построить свой бизнес, - говорил в интервью Виктор Иванович. - В конце 80-х "АвтовазВАЗ" решили акционировать, и нам, всем первым руководителям, предложили приобрести пакет акций. Я пришел к отцу - рассказал, он отдал мне свою сберкнижку и сказал: оставь нам с матерью немного на похороны, а остальное бери, начинай свое дело. Там было 35 тысяч рублей, огромная сумма, накопленная моими родителями за всю жизнь".
Автомобили в то время были дефицитом, и к Иоаниди обращались все, от рабочих до больших чинов горисполкома - знали, что поможет с поиском автомобиля и рассрочкой платежа. "Даже бандиты не трогали "Ладу" - и предприятие слишком крупное, и директор слишком принципиальный", - сообщало Pasmi.ru со ссылкой на источники из администрации губернатора Оренбургской области.
Виктор Иоаниди создал крупный бизнес-холдинг: автосалон, гостиницу и ряд объектов, которые приносят регулярный доход. Защитники экс-депутата не видят у него мотива для убийства Давидова. Коммерсанту принадлежало лишь 25% фруктово-овощной компании, а остальные 75% были разделены между двумя другими соучредителями.
Некоторые также не верят, что Иоаниди мог планировать убийство малолетних детей. Всю свою жизнь бывший народный избранник помогал детским домам, у него самого - трое детей и трое внуков. А мотив убийства трехлетних малышей, по версии следствия, - ликвидация наследников бизнеса.
Сам Виктор Иоаниди уверен, что он стал жертвой потенциальных конкурентов. Иоаниди выкупил землю на том участке "шелкового пути", где автотрасса пересекается с железной дорогой. Это идеальное место для строительства логистического центра, просто необходимого на границе с Казахстаном. Проект уже был одобрен. Появление логистического центра вывело бы теневой рынок "скоропорта" (как называют перевозку овощей и фруктов) в легальное поле.