Долговой кризис в Дубае станет проверкой для одной из самых быстрорастущих сфер в банковском деле - исламского банкинга. Будет испытана на практике и связанная с ним судебная система, говорят обозреватели в отрасли, пишет деловой портал BFM.ru со ссылкой на публикацию в New York Times.
За последние годы государственный инвестиционный конгломерат Dubai World выпустил много кредитов и облигаций, отвечающих требованиям Шариата. Так же привлекали финансирование и соседние страны Персидского залива и Ближнего Востока. Но поскольку на рынке исламского финансирования было мало дефолтов, для урегулирования возможных споров по условиям подобных инструментов прецедентов нет.
Это может создать много юридических сложностей для инвесторов компании Dubai World, которая на минувшей неделе потрясла рынки, обратившись с просьбой об отсрочке выплат по долговым обязательствам в объеме 59 млрд долларов, пишет The New York Times.
Директор Департамента финансов Дубая Абдулрахман Аль Салех заявил в понедельник, что обязательства Dubai World не гарантированы правительством, и кредиторам придется нести определенную ответственность за долги компании.
Исламские принципы инвестирования запрещают взимать проценты по кредиту и фактически ставят кредитора и заемщика в условия партнерства. При этом нет согласованных правил, кто первый получает возмещение, если компания допускает дефолт по таким долговым обязательствам, сообщил в интервью The New York Times преподаватель курса исламских финансов бизнес-школы Cass Business School в Лондоне Захер Баракат.
Понять, что это может значить для инвесторов, можно будет 14 декабря, когда наступит срок платежей по исламским облигациям девелоперской компании Nakheel, входящей в структуру Dubai World. Объем выпуска достигает 3,5 млрд долларов. Если Nakheel допустит дефолт по выплатам, могут быть инициированы разбирательства.
И неясно, к чему они приведут. Держатели облигаций Nakheel сформировали группу кредиторов, на долю которых приходится суммарно 25% непогашенного долга компании, заявил юрист группы.
Владельцы этих облигаций будут утверждать, что их права требования обеспечены базовыми активами, заявил инвестор на рынке исламских облигаций. Это означает, что держатели облигаций могут настаивать на получении погашения прежде банков, что подрывает традиционную очередность при банкротстве.
237-страничный проспект выпуска облигаций Nakheel почти не проясняет ситуацию. В случае банкротства Dubai World или Nakheel в отношении держателей облигаций нет гарантий "погашения их прав требования в полном или каком бы то ни было объеме", говорится в документе. По законам Дубая, добавлено в тексте, никакой долг правительства или правителя не может быть погашен взысканием активов государства.
Вероятный дефолт станет проверкой и для дубайских судов, которые никогда не решали подобных дел о крупных банкротствах госкомпаний.
В отличие от соседей, Дубай не присоединился к федеральной судебной системе ОАЭ. Решения дубайских судов, которые контролируются правящей семьей эмирата, могут быть непредсказуемыми, говорят юристы в регионе.
Глобальный объем размещения облигаций и ссуд, отвечающих принципам шариата, за первые десять месяцев текущего года вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщила служба Moody’s Investors Services. Совокупный объем такого долга составляет около 1 трлн долларов, против 700 млрд долларов два года назад. Около 10% задолженности Дубая, по оценкам банкиров и аналитиков, можно отнести к исламским инструментам.