От империи Руперта Мердока отвалилось еще несколько кусков: в июле магнат продал компанию News Outdoor
newsoutdoor.ru
 
 
 
Мэрдок приобрел News Outdoor в ноябре 2000 года и вручил бразды правления Максиму Ткачеву
newsoutdoor.ru
 
 
 
Мэрдок еще раньше решил сбыть свои 79% акций в News Outdoor и спустя три года, после неудачных переговоров с двумя покупателями, согласился отдать их за 270 млн долларов
Global Look Press

От империи Руперта Мердока отвалилось еще несколько кусков: в июле магнат продал компанию News Outdoor, пишет журнал Time, поясняя, что это оператор наружной рекламы, действующий в России. Цена составила около 270 млн долларов, уменьшившись более чем в пять раз по сравнению с оценочной стоимостью компании в 2008 году, приводит публикацию сайт InoPressa.ru.

Так закончилась одна из самых диковинных саг о российском бизнесе. "В ретроспективе беды британских таблоидов кажутся ерундовыми по сравнению со скандалами вокруг убийств и коррупции на российском рынке наружной рекламы - в сфере, где компания Мердока господствовала почти 10 лет", - пишет Time.

Мердок продвинулся к господству на этом рынке в 2002 году. Это случилось после заказного убийства тогдашнего московского "короля рекламных щитов" Владимира Каневского. По данным издания, с 1996 по 2004 год не менее 11 топ-менеджеров российских рекламных агентств были ранены или убиты киллерами.

Мердок приобрел News Outdoor в ноябре 2000 года и вручил бразды правления Максиму Ткачеву. Менее чем за два года Ткачев сделал News Outdoor ведущим игроком практически во всех крупных городах, кроме Москвы, где дорогу ему преграждала компания Каневского, говорится в статье.

В июне 2002 года было совершено покушение и на Ткачева. Возмущенный Мердок написал письмо президенту Путину, требуя провести тщательное расследование. Но толку было мало: в качестве заказчика убийства никто так и не получил обвинения. Ткачев, оправившись после операции, вернулся в бизнес. В итоге две трети компании Каневского были приобретены "на крайне необычных для News Corp Мердока условиях", как пишет журнал, - владельцы потребовали выплатить им деньги сразу, без проверки финансового состояния компании.

По словам Салима Тарани, в то время финансового директора News Outdoor по делам России, цена была невероятно выгодная, поскольку News Outdoor становилась главным игроком в Москве. "Ни одна зарубежная фирма прежде не занимала такого положения в российской медийной индустрии, - пишет автор. - Но чтобы сохранить это положение, требовались не только деньги, но и благосклонность российского правительства". От Мердока в этом смысле было мало пользы - ведь в России он начинал с делового партнерства с Березовским.

News Outdoor была тесно связана с сыном Лужкова

Российским топ-менеджерам News Outdoor пришлось самим налаживать связи в верхах. Их приоритетной задачей, практически как у любой крупной фирмы в Москве, было налаживание добрых отношений с мэрией, пишет автор. Сын мэра Лужкова, Александр Лужков, тоже по воле судьбы занимался наружной рекламой и завязал тесные контакты с фирмой Мердока: News Outdoor имела эксклюзивные права на предложение клиентам и обслуживание всех рекламных щитов Лужкова-младшего, говорится в статье.

Ткачев отрицает, что эти связи обеспечили компании особое отношение московских властей. Как бы то ни было, News Outdoor и фирма Александра Лужкова совместно получили контракты на размещение рекламы, например, вдоль Третьего кольца. В 2005 году мэр отклонил жалобу Владимира Ресина на несправедливое господство News Outdoor на рынке наружной рекламы.

Так работал этот рынок в России. Каприз местного чиновника мог предопределить, дадут ли твоим рекламным щитам скидку либо, наоборот, вообще их уберут. Во многих местах общепринятой практикой было принятие решений путем закулисных сделок. Поэтому, когда берешь интервью у бизнесменов и чиновников, имеющих отношение к этой сфере, часто кажется, что ты разговариваешь с единственным святым, попавшим по несчастью в воровской притон.

Все четыре игрока федерального значения, с которыми общались журналисты Time, сказали, что рынок насквозь коррумпирован и конверты с деньгами переходят в руки чиновников, словно так и надо. Но все сказали, что они лично не участвовали во взяточничестве и не были в него вовлечены, говорится в статье.

Ничто не свидетельствует, что Мердок знал о преступлениях, якобы совершавшихся на российском рынке рекламы, подчеркивает журнал. Со своей стороны, Ткачев заявил, что News Outdoor никогда не участвовала в коррупции. "Насколько удалось выяснить в ходе журналистского расследования Time, News Corp лишь единожды столкнулась напрямую с подозрениями в коррупции в своем российском филиале.

Осенью 2006 года Мартин Помпадур, в то время председатель совета директоров News Corp. Europe, встретился в неком московском отеле с тремя российскими топ-менеджерами из рекламной сферы", - пишет издание, утверждая, что встречу организовал Андрей Луговой.

"Топ-менеджеры пожаловались Помпадуру на взяточничество, прослушивание телефонов и коррупцию в News Outdoor и попросили его расследовать дело. Помпадур воздержался от комментариев. Ткачев называет утверждения топ-менеджеров "черным пиаром" и полностью отрицает их.

Компанию Мердок продал в 5 раз дешевле ее оценки 2008 года

С 2008 года российские власти начали проверки и пересмотр норм на рынке наружной рекламы, сообщает издание. News Outdoor получила претензии налоговой инспекции на 45 млн долларов, а новые нормы означали, что многие ее рекламные щиты пришлось снять или перераспределить по тендеру, повествует журнал.

Отстранение Лужкова повлекло за собой ротацию в мэрии. Мердок еще раньше решил сбыть свои 79% акций в News Outdoor и спустя три года, после неудачных переговоров с двумя покупателями, согласился отдать их за 270 млн долларов. Между тем в 2008 году News Outdoor оценили в 1,65 млрд долларов.

Но, возможно, Мердок даже рад, что ушел с российского рынка наружной рекламы, заключает Time: "Он сумел уйти чистым после 10 лет в очень грязном бизнесе".