Альфа-банк - вовсе не монстр, жаждущий чужой крови, а просто крупнейший частный банк страны, зарабатывающий деньги без государственной поддержки
xstream.ru
 
 
 
Заявил в интервью газете "Ведомости" его президент Петр Авен
НТВ
 
 
 
Напомним, Альфа-банк оказался единственным кредитором, который отказался предоставить "Русалу", входящему в "Базэл" Олега Дерипаски, отсрочку платежей и пытается взыскать через суд около 80 млн долларов
НТВ

Альфа-банк - вовсе не монстр, жаждущий чужой крови, а просто крупнейший частный банк страны, зарабатывающий деньги без государственной поддержки, заявил в интервью газете "Ведомости" президент банка Петр Авен.

Напомним, Альфа-банк оказался единственным кредитором, который отказался предоставить "Русалу", входящему в "Базэл" Олега Дерипаски, отсрочку платежей и пытается взыскать через суд около 800 млн долларов. Объясняя причины такого поведения своей компании, Авен отметил, что "Базэл" в отношениях с банком не является примером кооперативного поведения. Альфа-банк и в дальнейшем будет "добиваться исполнения обязательств: арестовывать активы, счета, возможно, кого-то банкротить - стандартный набор".

Информацию о том, что Альфа-банк якобы требует досрочно погашать кредиты, Авен назвал "чистой воды ложью": "Альфа-банк - не монстр, жаждущий чужой крови. Хотя мы действительно ведем себя жестче остальных по одной простой причине: мы - крупнейший российский частный банк. И деньги у нас собственные, а не государственные. И этими деньгами без чьей-то помощи за спиной мы отвечаем перед клиентами".

В то же время Авен сообщил, что его компания не против того, чтобы государство вошло в капитал банка в качестве инвестора: "Мне кажется, что вхождение государства в капитал частных банков сегодня почти неизбежное зло. Надо готовиться к тому, что это может произойти. И это не так страшно - мы сами такой вариант предлагали... Нам от этого плохо не станет - нам нужны деньги в капитал. И государство как партнер здесь не представляется проблемой. Вплоть до контрольного пакета (но не трогая его) мы готовы уступить государству в обмен на внесение денег в капитал. Для нас это не вопрос выживаемости - это вопрос развития".

По мнению Авена, сейчас ситуация наиболее близка не к 1998 году, а к 1985 году. "Тогда при Михаиле Горбачеве после периода нескольких достаточно экономически благополучных лет резко упали цены на нефть. Только у него не было резервов, и он более трепетно относился к взятым внешнеполитическим обязательствам. Все политические движения Горбачева - это поиск денег в разных местах и поиск способов экономии. И это, как и сегодня, в условиях крайне завышенных ожиданий".

Механизмы господдержки должны быть направлены на спасение людей, работающих на предприятии. Иногда нужно спасать само предприятие. "И никогда не надо спасать собственников, - считает Авен. - Кризис - это война, поэтому ограничения рынка сегодня неизбежное зло".

Как отмечает Авен, до 2010 года уже почти никто не ждет восстановления роста ни в Европе, ни в США: "А у нас возобновится рост только вслед за Западом. Ведь зависимость от экспортных цен и от западных денег в России очень велика. Так, с 2000 по 2008 года внешний корпоративный долг вырос в 12 раз".

Комментируя значимость и перспективы валютного коридора, установленного ЦБ, Авен отметил, что с одной стороны, объявление коридора "проясняет позицию ЦБ и делает жизнь более предсказуемой... С другой - твердые обещания остаться в коридоре в условиях кризиса давать опасно. Упадет цена на нефть - и от этого коридора ничего не останется".

"В принципе, сегодня сальдо счета текущих операций положительное, поэтому заявления руководителей ЦБ о возможном укреплении рубля верные. Но инфляция работает в другую сторону. И при инфляции на уровне 15% к концу года доллар все равно должен стоить около 38 рублей. И это при цене 40 долларов за баррель", - добавил он.

По мнению Авена, в среднесрочной перспективе "ни о какой катастрофе доллара речи быть не может", высокий спрос на него инвесторов со всего мира сохранится, так как американский финансовый рынок - "самый развитый, самый защищенный, самый ликвидный".

Высказывание своего уволенного советника Александра Гафина о возможном премьерстве в Латвии глава Альфа-банка считает неудачной безответственной шуткой. По словам Авена, в том скандальном интервью не было ни слова правды, за исключением того, что его дед - действительно латышский крестьянин. Работать ни в латышском, ни в российском правительстве Авен не собирается, даже если его туда позовут.