Правительство РФ окончательно отказалось от идеи принудительного перевода системных компаний из офшоров в российскую юрисдикцию.
Агентство "Интерфакс" ссылается на источник, знакомый с соответствующим докладом первого вице-премьера Игоря Шувалова президенту Владимиру Путину.
В этом докладе дается отрицательное заключение на подготовленный Минэкономразвития и Минфином проект постановления правительства об утверждении критериев определения системообразующих организаций российской экономики и их "дочек", которые в обязательном порядке должны находиться в юрисдикции РФ. По мнению подписавшего доклад вице-премьера Шувалова, применение принудительных мер перевода системообразующих организаций в юрисдикцию РФ создаст значительные риски для экономики страны в целом.
Эти риски могут возникнуть за счет ослабления конкурентных позиций на мировых рынках и неисполнения контрактов во внешнеэкономической сфере. Поэтому утверждение единых критериев "системности" организаций, обязанных перевести бизнес в юрисдикции РФ, признано нецелесообразным, говорится в докладе президенту, подготовленном во исполнение его поручения о стимулировании перевода в юрисдикцию РФ системообразующих организаций российской экономики.
Как отмечает Шувалов, наряду с ранее принятыми мерами, которые призваны стимулировать добровольное использование российской юрисдикции, также приняты изменения в законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью". Корректировки направлены на сокращение круга сделок, в совершении которых имеется заинтересованность и которые подлежат обязательному одобрению. Также речь идет об упрощении процедур одобрения таких сделок.
С учетом этого Шувалов отмечает в докладе, что правительство считает достаточными на данном этапе принятые в 2014-2016 годах меры стимулирующего характера в целях повышения привлекательности юрисдикции РФ для системообразующих организаций.
Напомним, под понятие "системообразующие" подпадают около 200 российских компаний. Их список был представлен в 2015 году Минфином РФ. В него входят организации, включая холдинги и вертикально интегрированные компании, общая численность работников в которых составляет более 20% от общего количества занятых в экономике России, а их владельцы контролируют более 70% всего совокупного национального дохода РФ. В списке - "Газпром", "Роснефть", "Алроса", "Башнефть", "Норникель", крупнейшие аптечные и розничные сети, сотовые операторы, производители удобрений, представители ряда других отраслей.
Осенью 2015 года председатель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в своем письме в Минэкономразвития РФ писал, что принудительная деофшоризация должна касаться только предприятий ОПК или компаний, у которых на долю гособоронзаказа приходится более 50% выручки за трехлетний период.
По его мнению, "введение требования об обязательной регистрации в РФ для прочих компаний из перечня системообразующих организаций нецелесообразно". Он отмечал, что регистрация за рубежом дочерних компаний большинства системообразующих предприятий РФ обусловлена тем, что они ведут свою деятельность за пределами России. Некоторые из них являются компаниями с участием зарубежного капитала, поэтому их перевод в российскую юрисдикцию может привести к прекращению сотрудничества, обеспечивающего экспансию российской экономики на другие рынки.
Идею о деофшоризации российской экономики была поднята президентом РФ Владимиром Путиным в его послании Федеральному Собранию в 2013 году. Говорилось, что компании с российскими активами, зарегистрированные в иностранной юрисдикции, в частности, должны будут лишиться возможности получать государственную поддержку, госконтракты и кредиты ВЭБа.
На фоне офшорных скандалов с участием руководства России деофшоризация провалилась
Президент России Владимир Путин, будучи впоследствии сам косвенно вовлечен в крупнейший офшорный скандал после публикации "панамских документов", с первых лет своего пребывания на посту главы государства неоднократно высказывался о необходимости выведения российских активов из офшоров.
В 2002 году он предложил провести амнистию капиталов, которая в результате была закреплена законодательно лишь спустя 13 лет.
В 2012 году, после возвращения на пост президента, Путин в послании Федеральному собранию РФ подробно затронул тему оттока капитала в офшоры и призвал чиновников сосредоточить усилия на его возвращении в Россию. "Если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, то нужно, конечно, признать, что следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов. Лишь честно признав это, можно кардинально изменить ситуацию", - заявил тогда президент.
В послании 2013 года Путин также говорил об офшорах, но перешел от призывов смягчить российское законодательство к предложению ужесточить меры, направленные против владельцев офшорных компаний. Тогда он заявил, что результаты деофшоризации экономики малозаметны и предложил облагать офшорные компании налогами по российским правилам, а также не предоставлять им господдержку. "Хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России - регистрируйся в российской юрисдикции", - пригрозил Путин.
Кстати в том же 2013 году благодаря Международному консорциуму журналистских расследований в Сеть утекла информация о владельцах офшорных компаний, среди которых оказались и россияне. В том расследовании упоминалась и супруга первого вице-премьера Игоря Шувалова, выступившего теперь против деофшоризации системообразующих компаний РФ.
В 2014-м президент Путин подписал антиофшорный закон, обязывающий налогоплательщиков сообщать об участии в иностранных компаниях.
Однако появлявшиеся на этом фоне расследования журналистов говорили об огромном количестве офшоров у коллег и близких друзей самого Путина. Одним из самых резонансных стал скандал с "панамскими документами", в которых речь шла идет о целой офшорной империи соратников президента РФ.
В итоге отчаянные попытки властей простимулировать российский бизнес, имеющий активы за рубежом, платить налоги в России, потерпели крах.
Весной 2017 года адвокатское бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", управляемое однокурсником Путина Николаем Егоровым, сообщило, что 40% бенефициаров контролируемых иностранных компаний решили отказаться от статуса российского налогового резидента, 9% перевели активы на родственников-нерезидентов, 24% передали активы в траст в пользу супруга или детей и только 20% (пятая часть из всех) выбрали безналоговую ликвидацию КИК, т. е. возврат активов в Россию.