Если офисы госкомпаний начнут переезжать из столицы, на регионы прольется золотой дождь
Фото NEWSru.com
 
 
 
В апреле идею перевода в регионы головных офисов госкомпаний вернула в публичное поле глава Совета федерации Валентина Матвиенко
Russian Look
 
 
 
Дмитрию Медведеву новая идея понравилась: "Частным структурам по понятным причинам приказывать мы не можем, а на государственные структуры влияние имеем
НТВ

Россия - один из самых ярких примеров регионального неравенства и сверхцентрализации, утверждается в исследовании National Bureau of Economic Research "Growth in Regions", где проанализировано экономическое положение 1503 регионов в 82 странах мира.

Если в среднем самый богатый регион страны оказывается в 5,2 раза состоятельнее самого бедного, то в России разрыв доходит до 25-кратного (или, по данным Росстата, чуть меньше - "всего" 19-20). Больше только в Венесуэле и Таиланде.

Основную ответственность за это несет Москва и в меньшей степени еще три региона - Сахалин, Тюменская область (включая ХМАО и ЯНАО) и Чукотка. Они немного опережают в доходах и ВРП (валовый региональный продукт) на душу населения Москву, но на их территории проживает немного людей.

В Москве расположены штаб-квартиры почти всех крупнейших компаний страны. Они платят большую часть налога на прибыль в московский бюджет. До 2009 года поступления от налога на прибыль формировали более 60% доходной части столичного бюджета, после кризиса - около 40%.

Одно из возможных решений проблемы сверхцентрализации (перенос столицы в какой-нибудь другой город или постройка столицы с нуля) приходится отвергнуть с порога. "Это будут Сочи или саммит АТЭС во Владивостоке, помноженные на 10-20", - замечает Зубаревич.

Второй вариант - перераспределение налогов в пользу регионов. В апреле идею перевода в регионы головных офисов госкомпаний вернула в публичное поле глава Совета федерации Валентина Матвиенко: "Газ в Москве только на кухне, поэтому головной офис "Газпрома" надо перевести в Тюмень, "Роснефть" - в Сибирь и так далее, то есть сделать реальную дифференциацию экономической жизни".

Дмитрию Медведеву новая идея понравилась: "Частным структурам по понятным причинам приказывать мы не можем, а на государственные структуры влияние имеем. По госкомпаниям, по всей вероятности, можно было бы принимать директивы правительства".

Журнал "Коммерсант Деньги" попытались оценить потенциальный экономический эффект.

Из 20% налога на прибыль 2% идут в федеральный бюджет, 18% достаются регионам. Распределение налога на прибыль между различными региональными бюджетами крупные корпорации с большим количеством отдельных юридических лиц в своей отчетности не указывают. Однако, судя по косвенным данным, у большинства корпораций на московскую долю пришлось около 50% налога на прибыль или чуть больше.

Таким образом, "Газпром", по оценке "Денег", мог заплатить Москве в 2011-м и 2012-м приблизительно по 150 млрд рублей, "Роснефть" - около 40 млрд руб., а в сумме эти компании обеспечили 12% доходной части бюджета столицы.

Для Москвы сумма платежей госкомпаний - около 250 млрд рублей, чуть меньше шестой части всех доходов. Но например, для Свердловской области перенос штаб-квартиры только одного "Газпрома" мог бы означать увеличение доходов бюджета почти в два раза.

Регионам деньги нужны: их бюджеты сейчас не в лучшем состоянии. Как отмечается в исследовании НИСП "Бюджеты регионов в 2012 году", доходы консолидированных бюджетов регионов в 2012 году выросли только на 5%, а расходы - на 9%. Для роста социальных расходов необходимо было изыскивать средства, поэтому резко сократилась поддержка ЖКХ, а расходы на социальные выплаты населению росли медленнее темпов инфляции.

Пионером переездов стала компания "Газпром нефть". Однако она ушла в Петербург не из Москвы, а из бывшего места налоговой приписки "Сибнефти" в Омске, из-за чего бюджет Омской области потерял 35% всего объема налоговых доходов.

Зато с момента постановки на налоговый учет в Санкт-Петербурге в 2006 году компания заплатила в городской бюджет 90,6 млрд рублей (в среднем 15,1 млрд рублей ежегодно).