Агентство по страхованию вкладов (АСВ) объявило, что совокупный объем требований к обанкротившемуся "Внешпромбанку" (ВПБ) по состоянию на 2 июня составил 214,9 млрд рублей. Сумма требований за два месяца выросла более чем вдвое: в начале апреля, по данным АСВ, кредиторы зарегистрировали требования на 81,1 млрд рублей.
Дальше расти этот показатель не будет: реестр кредиторов закрыт. Требования успели предъявить почти 11 тыс. заявителей, сообщает РБК.
Сколько денег удалось найти на выплаты, АСВ не уточняет. Эта информация должна быть обнародована на собрании кредиторов 17 июня. Однако, напоминает агентство, в начале апреля в АСВ говорили, что на выплаты есть всего 4 млрд рублей. К 1 мая остатки в кассе банка и на счетах ЦБ и АСВ увеличились до 7,5 млрд рублей, а в конкурсную массу добавилось имущество на сумму 6,1 млрд рублей.
Кредиторам достанется не все - часть средств по закону пойдет на зарплаты сотрудникам банка и содержание его зданий.
Близкий к АСВ источник сообщил также РБК, что с апреля ситуация с выплатами практически не изменилась. Источник из числа крупных кредиторов говорит, что конкурсный управляющий пока не набрал даже 10 млрд рублей. Один из VIP-вкладчиков ВПБ рассказал журналистам, что рассчитывает вернуть не более 15% своих сбережений.
Чтобы рассчитаться с кредиторами, АСВ хочет заполучить имущество акционеров банка, в первую очередь его основного совладельца Георгия Беджамова, в конце апреля задержанного в Монако.
По данным российского издания журнала Forbes, Беджамову принадлежат три яхты, одна из которых могла стоить при покупке 73 млн долларов, два самолета - Dassault Falcon 900 и Gulfstream G550, магазин и винный бутик в Монако, 33% элитного пятизвездочного отеля Badrutt's Palace Hotel в Швейцарии, а также квартиры и дома в нескольких странах.
Напомним, ЦБ отозвал лицензию у "Внешпромбанка" 21 января 2016 года. Вскоре выяснилось, что "дыра" (превышение обязательств над активами) в капитале банке составила рекордные 210,1 млрд рублей. Позднее эта оценка несколько раз пересматривалась в сторону повышения.
Регулятор сообщил, что руководство ВПБ построило систему фальсификации отчетности на базе первичных документов, в том числе выписок по корреспондентским счетам банков-нерезидентов, кредитных досье клиентов, операций по счетам клиентов.
Кроме того, банк не соблюдал требования законодательства в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отчетность банка не содержала достоверной информации о качестве и величине активов и обязательств.
11 марта арбитраж вынес решение о банкротстве "Внешпромбанка", указав на выявленные признаки преднамеренного банкротства. Российский Forbes в несколько приемов обнаружил среди клиентов ВПБ звезд шоу-бизнеса, политиков, чиновников, служителей церкви и их родственников.
Это, например, зять Николая Токарева Андрей Болотов, жена зампреда правительства Дмитрия Козака Наталья Квачева, семья министра обороны Сергея Шойгу, родственники Артура Чилингарова, сын главы администрации президента Сергея Иванова Сергей, депутат Госдумы Владислав Резник и его супруга, бывшая руководитель представительства Credit Suisse в России Диана Гендин, бывший руководитель финансового комитета Госдумы Наталья Бурыкина и глава Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков.
Среди клиентов банка также были крупные российские государственные и частные корпорации, которые держали на счетах более 35 млрд рублей, а также Московская патриархия, "Еврейское агентство для Израиля" ("Сохнут"), Русская школьная библиотечная ассоциация, Фонд кино и ОКР.
В банке зависли деньги компаний на сумму свыше 120 млрд рублей. Кроме того, многие частные вкладчики банка столкнулись с тем, что на них были оформлены фиктивные кредиты. Добытые таким образом деньги руководители банка пустили на яхты и зарубежную недвижимость.
Активы ВПБ, по данным рейтинга "Интерфакса" на 1 октября, составляли 283 млрд рублей (банк входил в топ-40 по этому показателю). По итогам 2015 года банк занимал 45-е место по объему активов в рэнкинге "Интерфакс-100".