Британская газета The Financial Times называет 24-летнего российского бизнесмена Николая Смоленского одним из двух претендентов, наряду с соискателем из Ирана, на покупку обанкротившейся британской автомобилестроительной компании MG Rover.
Смоленский, который с прошлого года является владельцем британской компании TVR, выпускающей спортивные автомобили, приехал на завод Rover в Бирмингем, чтобы обсудить возможность сделки. Смоленский является сыном известного в прошлом в РФ банкира Александра Смоленского, сообщает "Интерфакс".
"Он заинтересован в британской автомобильной индустрии и верит в ее развитие, - считает финансовый директор TVR Бэн Сэмюэльсон. - Он все посмотрел, мы поговорили с управляющими компании".
Переговоры находятся на начальной стадии и пока рано давать надежду 5,3 тысячи сотрудников, потерявшим свои рабочие места, отметил на прошлой неделе генеральный секретарь профсоюза транспортных рабочих Великобритании Тони Вудли.
Ранее возможным покупателем MG Rover называли владельца холдинга "Базовый элемент" (в него входит "РусПромАвто", объединяющее, в частности, российских автопроизводителей ГАЗ, "Урал" и ПАЗ) Олега Дерипаску.
Между тем, во вторник пресс-служба компании "РусПромАвто" распространила заявление о том, что компания не вела и не планирует вести переговоры о покупке MG Rover. Компания уточнила, что высказывания заместителя председателя совета директоров "РусПромАвто" Александра Юшкевича, которые приводятся британскими газетами, являются соображениями общего порядка, изложенными им как экспертом по автомобильной промышленности, которые не имеют ничего общего с конкретными намерениями компании "РусПромАвто" в этой области.
Как сообщалось ранее, британская фирма Rover фактически стала банкротом и остановила производство после того, как 15 апреля ее отказалась приобрести китайская Shanghai Automotive Industry Corporation.
Как Rover стал банкротом
MG Rover является последним крупным британским производителем автомобилей. Предприятие было основано 100 лет назад и сменило за это время много владельцев.
Так, в 1994 году оно было приобретено немецким BMW, однако из-за непрекращающихся убытков было продано группе британских инвесторов. В 60-е годы компания занимала 40% британского авторынка, производя такие популярные модели, как Austin, Triumph и Land Rover. Сейчас этот показатель снизился до 3%, при этом Rover не представил ни одной новой модели с 1998 года.
Последний британский автопроизводитель MG Rover балансирует на грани банкротства в течение последних 20 лет. За это время его статус национального производителя не раз менялся. В 1984 году контроль над компанией получила японская Honda, но союз этот продлился недолго. Дорогие английские машины не пользовались высоким спросом - потребители предпочитали более дешевые аналогичные модели самой Honda.
В 1988 году Rover Group была продана компании British Aerospace. Ничего принципиально нового этот владелец предложить не сумел - он только удерживал модельный ряд, созданный Honda. В начале 1994 года Rover Group была передана немецкому автопроизводителю - компании BMW. Немцы владели Rover Group с 1994 по 2000 год, но им также не удалось вывести Rover из кризиса. Вложив в MG более 1 млрд долларов и разработав почти все последние модели, BMW ушла с туманного Альбиона.
Ветерана национального автопрома спасла от закрытия группа английских бизнесменов во главе с президентом инвесткомпании Phoenix Venture Holdings Джоном Тауэрсом. Сумма сделки с BMW составила символические 10 фунтов. Чтобы хоть как-то покрыть убытки от MG Rover, подразделение BMW по производству внедорожников Land Rover было продано Ford, а права на марку маленьких городских машин Mini остались у BMW.
Новое руководство MG Rover так и не сумело предложить рынку ни одной принципиально новой модели. В настоящее время продажи Rover сократились в три раза - с 355 до 113 тыс. машин в год, доля компании на европейском рынке составляет менее 1%, а убытки в 2003 году составили 127 млн евро. По оценкам экспертов, выручка MG Rover в 2004 году могла составить примерно 1,7 млрд долларов.
В последние месяцы MG Rover вела переговоры с китайской компанией Shanghai Automotive Industry Corp. (SAIC). Предполагалось, что китайцы заплатят за 70% MG Rover SAIC 1,44 млрд долларов. Из них почти 800 млн долларов должно было пойти на погашение старых долгов перед BMW. Стороны также обсуждали возможность погашения пенсионных обязательств MG Rover перед сотрудниками компании в размере 750 млн долларов. Но после оценки всех "за" и "против" SAIC отказалась от сделки.
Эксперты полагают, что судьба MG Rover практически предрешена: завод ждет закрытие, а его активы, скорее всего, будут распроданы по частям. 6 тысяч рабочих на заводе MG Rover в Лонгбридже на этой неделе уже получили уведомления об увольнении. Та же участь ждет и около 20 тыс. работников смежных предприятий.