Россию фактически не пустили в мировую "финансовую восьмерку": встреча министров финансов и глав центробанков группы индустриально развитых стран в Вашингтоне прошла без участия главы российского Минфина Алексея Кудрина и председателя ЦБ Сергея Игнатьева.
Российских чиновников лишь пригласили обсудить помощь странам Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, Кудрин сфотографировался с другими министрами финансов.
Однако рабочий ужин, где главные финансисты мира в узком кругу обсуждают состояние мировой экономики, прошел без россиян, отмечает "Время новостей". Некоторое время назад казалось, что формат "7+1" изжит , ведь в июне Алексей Кудрин и Сергей Игнатьев участвовали уже полностью во всей дискуссии. Однако на нынешнем саммите, как отмечает "Независимая газета", российским финансам указали их место.
Особо газеты отмечают, что в пятницу министры предпочли поговорить не Кудриным и Игнатьевым, а с представителями Китая, впервые появившимися на саммите финансистов в качестве гостей. Сам Кудрин призвал не драматизировать ситуацию: беседуя с журналистами, он признал, что Россия пока еще не "полноформатный" член "восьмерки", но неуклонно к этому движется.
"Пока трудно понять, имелись ли в решении "семерки" не приглашать российских министров политические мотивы или нет. Но и в том, и в другом случае это болезненный удар, который в Москве будут оценивать именно с политической точки зрения", - отмечает "Время новостей". Подобное пренебрежение отношениями с Москвой стало возможно лишь сейчас, когда на Западе стало хорошим тоном критиковать Владимира Путина.
Связано это с тем, что демократия занимает все больше места в экономических расчетах мировых лидеров. А дело ЮКОСа, которое на Западе считают исключительно политическим, показало, что с этим в России дела обстоят неважно.
Россия приняла участие в обсуждении двух вопросов: инициативы "Большой Ближний Восток и Северная Африка" и списании долгов Ирака. Инициатива, принятая на июньском саммите G8 в Си-Айленде, предлагает демократическим странам "сброситься" на специальный фонд для подрыва основ режимов, которые с Запада выглядят недемократическими.
Что касается долгов Ирака, то здесь ситуация очевидная: Россия идет навстречу своим западным партнерам. Кудрин в Вашингтоне заявил: "Мне понятна инициатива Франции и Германии о возможности списания 50% долга на этом этапе, определения какого-то периода каникул по уплате долга, как минимум три года, и в дальнейшем возвращения к этой теме после большей ясности. В целом Россия рассматривает возможность поддержать эту инициативу". "Впрочем, вряд ли списание 4 млрд иракского долга поможет превратить "семерку" в "восьмерку". К тому же Россия, потеряв несколько миллиардов долларов, взамен не получит ничего - иностранным инвесторам важнее, чем кончится "дело ЮКОСа", - считает НГ.
Решение о выделении кредита МВФ Ираку было принято стремительно в начале прошлой недели. Кредит, как пояснил представитель МВФ, предоставлен "в качестве катализатора для более эффективной международной помощи Ираку, в том числе и для погашения части его внешнего долга". Связь очевидна: наличие программы сотрудничества с МВФ является обязательным условием для переговоров с Парижским клубом о списании долгов.
А вот "ближневосточная" инициатива G8, похоже, уже начинает разваливаться. В пятницу проект обсуждался на специальной сессии с участием представителей "восьмерки" и стран-адресатов инициативы. Последние нашли в себе силы высказать то, что неудобно было сказать лидерам их стран летом в Си-Айленде, куда глав арабских и африканских государств пригласили на принятие инициативы. На этот раз сразу несколько министров без обиняков заявили представителям развитых стран: мы будем проводить те реформы, которые сами считаем нужными, а не те, которые считаете нужными вы, а деньги у нас есть и так. Вполне вероятно, что на этом пафосный проект по продвижению демократии прикажет долго жить.
Россия впервые приняла участие в мероприятиях "семерки" в 1991 году, когда на совещание "клуба семи" был приглашен президент СССР Михаил Горбачев, а в 1994 году в политической части саммита G7 впервые принял участие президент России Борис Ельцин. C этого времени стали говорить о рождении "политической восьмерки". Однако даже на саммитах обычно принимаются два итоговых документа: коммюнике "семерки" (экономические и глобальные проблемы) и заявление председателя от имени "восьмерки" (внешнеполитические проблемы).
А поскольку Россия не является экономически развитой державой (бюджет России не превышает бюджета города Нью-Йорк или Финляндии), скептики часто называют "восьмерку" "большой семеркой с половиной".