Государственный секретарь США Кондолиза Райс считает, что российская позиция во время конфликтной ситуации вокруг поставок газа на Украину была, "безусловно, продиктована политическими мотивами". Об этом она заявила в четверг в беседе с журналистами, передает ИТАР-ТАСС.
Когда та или иная страна заявляет, что хочет интегрироваться в мировую экономику, от нее ожидают "ответственного поведения" и "игры по правилам", сказала Райс. Период российско-украинского газового конфликта она назвала "неудачной неделей с точки зрения подтверждения Россией готовности ответственным образом действовать в качестве поставщика энергоресурсов".
"Думаю, такого рода поведение и впредь будет вызывать комментарии по поводу расхождения между поведением России... и тем, чего следует ожидать от ответственного участника "Большой восьмерки", - отметила Райс.
Итоги "газового конфликта" в четверг активно комментировала иностранная пресса. По мнению газеты The Wall Street Journal, Россия и Украина в среду завершили "газовую войну" невнятной сделкой, которую все стороны, поспешно назвали ситуацией, где выигрывают все, (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Но сражение сильно повредило имиджу России, одновременно продемонстрировав, насколько трудно богатому миру обеспечить свои будущие энергетические потребности, продолжает американское издание, называя соглашение "потемкинским компромиссом".
Кремль, или его доверенных лиц в газовой монополии "Газпром", не может порадовать анализ прибылей и затрат. В колонку доходов "Газпром" занес увеличившиеся почти вдвое поступления с Украины. Хотя изначально Россия требовала пятикратного увеличения цены в 50 долларов за 1 тыс. кубометров, новый контракт все же приближает Украину к европейскому уровню (около 250 долларов). "Газпром" повышает тарифы, хотя и не так агрессивно, как в данном случае, и для других стран. Но примерно треть новых прибылей России уйдет на уплату повышенных пошлин Украине за пользование газопроводами, идущими в Западную Европу. "Газпрому" также не удалось осуществить свою главную мечту – получить контроль над трубопроводной сетью Украины.
В итоге Россия получит от Украины примерно на 1 млрд долларов в год больше. За это "Газпром" и Кремль дорого заплатят репутацией, которую трудно оценить в рублях и центах.
"Газпром", контролирующий 16% мировых резервов газа, мечтает о членстве в высшей энергетической лиге, где состоят Exxon и BP. В декабре Россия сделала шаг в этом направлении, сняв ограничения на покупку его акций иностранцами, и сразу же Владимир Путин использовал "Газпром" в своих политических целях. Инвесторы и потребители напуганы. Кто их упрекнет?
Безупречная репутация "Газпрома" как надежного поставщика, пожалуй, самый ценный его актив, была разрушена за несколько часов. Закрыв с наступлением нового года газовые краны для Украины, Владимир Путин перекрыл газ и Европе, которая получает четверть своего газа из России и переживает необычно холодную зиму. Польша, Венгрия, Австрия, Германия и Италия сообщили об уменьшении поставок с оттенком паники.
Украина отвела часть газа для своих нужд, но снижение давления в трубах тоже сыграло свою роль. Даже в самые мрачные дни холодной войны СССР не прибегал к энергетическому шантажу. Путин в очередной раз поступил по-своему, в одностороннем порядке аннулировав контракт "Газпрома" с Украиной. Если это могло случиться на Украине, нет никакой уверенности в том, что так же не обойдутся с Германией или Францией.
В отличие от производителя автомобилей и даже нефти, "Газпром" не может быстро доставить свой товар на рынок. Компания зависима от трубопроводов, что, в свою очередь, делает ее зависимой от Украины. В 1990-е годы, когда Украина задерживала платежи, руководство "Газпрома" использовало все возможные кнуты и пряники, но никогда всерьез не рассматривало прекращение поставок.
Путин совершил эту ошибку. После этого краткого эпизода перспективы будущего роста компании в Европе стали призрачнее. И пока "Газпромом" правят два близких друга Путина, ни один внешний инвестор не поверит, что компания будет действовать в интересах акционеров, а не Кремля.
Путин пытался наказать Украину, но наказал самого себя, и не в первый раз. Зимой 2004 года, когда Кремль хотел сделать своего человека президентом Украины, российский лидер рассчитывал, что ослабленная Украина подчинится его воле. Гамбит явно был задуман для того, чтобы навредить президенту Виктору Ющенко и молодой украинской демократии, родившейся в ходе "оранжевой революции" 2004 года. Вместо этого Путин спровоцировал националистические чувства на Украине, укрепил позиции Ющенко и навлек на себя упреки со стороны других стран. В то время, когда Россия становится во главе G8, Путин напомнил всем, что в действительности его страна не заслуживает членства в западном клубе.
В противостоянии с Россией неопытные украинские демократы выдержали серьезный экзамен. Новая газовая сделка дает им возможность продвинуть экономические реформы, которые разочаровывают со времени "оранжевой революции". Заниженные цены на энергоносители являются одной из причин. Контракт с "Газпромом" фактически укрепляет экономическую независимость Украины, вынуждая ее модернизировать неэффективную энергозатратную промышленность. Дешевый газ выгоден украинским олигархам, а не старушкам в отапливаемых квартирах. Россия проявила жесткость, в одностороннем порядке подняв цену, но повышение цен на энергоносители необходимо Украине для процветания.
Европе тоже полезно проснуться. Континент излишне надеется на Россию в обеспечении своих энергетических потребностей. Если бы кризис продлился еще несколько недель, в Европе начались бы проблемы с отоплением или электричеством. Серьезная дискуссия об энергетической безопасности давно назрела. Очевидно, что решением является диверсификация источников и маршрутов поставок. Европа нуждается в новых трубопроводах, открывающих доступ к североафриканскому и ближневосточному газу. Экологические лоббисты тормозят движение к использованию сжиженного газа, угля и атомной энергии, которые также являются адекватной альтернативой.
В прошлом году Путин сделал "энергетическую безопасность" темой своего председательства в G8. Теперь это выглядит насмешкой. Запад должен поймать его на слове. После этой недели он вступает в диалог прозревшим.
Андрей Илларионов, ушедший с поста экономического советника Путина в знак протеста против авторитарной политики, отметил, что конфликт продемонстрировал политическую мотивацию российской энергетической торговли. По его мнению, это делает Россию чем угодно, но не "надежным мировым поставщиком энергии". Возникает вопрос: является ли она надежным партнером в любом другом предприятии?
Путин приумножил проблемы с имиджем на Западе
Когда Владимир Путин начал новую "холодную войну" со своим соседом, ненадолго перекрыв подачу природного газа на Украину в Новый год, он просто-напросто делал то, что для него естественно: он вел себя властно и грубо, диктуя свою волю людям, которых до сих пор считает вассалами России. Как прежним комиссарам и царям, Путину легче действовать силой, чем убеждением, продолжает тему газета The Washington Times (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Он потрясает российскими запасами природного газа и нефти, как некогда его советские предшественники щеголяли ядерными ракетами. "Энергетическая безопасность", концепция, оказывается инструментом запугивания или потворства, в зависимости от того, любит тебя Путин или нет.
Угрюмому выпускнику КГБ стоит обратить внимание на более веселую, отчетливо латиноамериканскую энергетическую стратегию Чавеса, умный популизм которого превратил его в кошмар для Буша. Чавес извлек гораздо большую выгоду, игриво предложив – и доставив – дешевое бытовое топливо дрожащим от холода американцам этой зимой, чем Путин – из своей попытки навязать драконовское повышение цен Украине.
Национальный характер продолжал оставаться на поверхности по мере продвижения проблемы на Запад. Украинцы, рефлексивно изображая себя жертвами, реагирующими на хищнические замашки своего более мощного соседа, ответили тем, что откачали свою обычную долю газа, идущего по трубопроводам в Центральную и Западную Европу, пересекающим их территорию.
В результате сокращение поставок Россией легло бременем преимущественно на потребителей в ЕС, которые получают из России более 25% природного газа. Их вопли и возмущение в понедельник заставили Путина обратить внимание то, о чем он, кажется, вообще не думал: о том, что применение экономического наказания может нанести по нему ответный удар. В результате Путин восстановил поставки в полном объеме.
Однако ущерб все же был причинен. Немецкие политики ворчали об угрозе с Востока, которая нависла над их стабильностью, и о необходимости что-либо предпринять. Австрийцы выразили свою обеспокоенность, попросив предпринять что-либо других. В Брюсселе чиновники ЕС вели непрекращающиеся телефонные разговоры и встречи, подчеркивая, что не станут вставать ни на сторону Киева, ни на сторону Москвы. В Париже ежедневная газета Le Monde предупредила, что "объявлена первая война XXI века".
Путин приумножил проблемы с имиджем на Западе, вернувшись к национальным особенностям как раз в тот момент, когда Россия заняла кресло председателя "большой восьмерки".
Газовый кризис может ухудшить отношения России с Западом
После года нарастающей напряженности в отношениях с Россией, американские и европейские дипломаты в среду говорили о том, что решение президента Путина о прекращении транспортировки газа по украинским трубопроводам еще больше подорвало веру Запада в надежность его правительства и вызвало сомнения в его способности возглавлять "большую восьмерку" в этом году, пишет газета The New York Times (перевод на сайте Inopressa.ru.
Дипломаты назвали урегулирование спора о ценах на газ между Россией и Украиной шагом вперед, но отметили, что некоторые элементы соглашения вызывают беспокойство, в частности то, что посредником, продающим газ Украине, названа российская компания с неизвестным собственником.
Администрация Буша "отреагировала" на конфликт с Украиной, добавил чиновник, сначала в частном порядке – незадолго до Нового года Кондолиза Райс направила письмо российскому министру иностранных дел Сергею Лаврову, предупредив о недопустимости провокационных действий.
Тем не менее, реакция была сравнительно мягкой, чтобы не сердить Россию и не ставить под угрозу другие сферы сотрудничества, особенно Иран, борьбу с терроризмом и поиск политического решения на Балканах, отметил чиновник, говоривший на условиях анонимности.
По словам американских и европейских чиновников, они готовятся к неспокойному году, когда Россия будет председательствовать в "большой восьмерке".
"Можно сказать, что Россия предстает далеко не в прекрасном образе председателя G8, устроив в Европе энергетический кризис в первый день своего председательства", – сказал чиновник Госдепартамента.
"В тот самый день, когда Россия заняла место председателя в самом влиятельном клубе государств, она устроила соседу газовую блокаду", – заявил один из европейских дипломатов.
"Газпром" - единственный козырь, остающийся у России
Военно-промышленный комплекс, транспорт, станкостроение, а главное – нефть и газ. В последние годы российское государство взяло под свой контроль главные стратегические секторы экономики страны, пишет французская газета Liberation (перевод на сайте Inopressa.ru).
С первых дней после прихода к власти в 2000 году Владимир Путин пытается восстановить энергетическую империю, утраченную российским государством в 90-е годы, после развала СССР. И, похоже, ему это удалось, и, готовясь к принятию Россией полномочий председателя "большой восьмерки" сроком на один год, он рассчитывает играть с позиции силы. В этой политике он опирается на "Газпром", который, владея драгоценными трубопроводами, служит инструментом восстановления утраченной гегемонии. Более того, по мнению экспертов, наблюдающих за политической жизнью в Москве, это "единственный козырь, остающийся у России".
Особенность этого "государства в государстве" составляют его связи с политическими сферами. Контроль Кремля над этой компанией, механизм функционирования которой остается непрозрачным, усилился с приходом к ее руководству людей из окружения Владимира Путина. В частности, Алексея Миллера, пришедшего в "Газпром" весной 2001 года.
Российское государство стоит и во главе "Роснефти" – второй по значимости российской нефтяной компании и главного бенефициария ликвидации ЮКОСа, самые "лакомые" активы которого "Роснефть" приобрела в 2005 году.
В стратегии развития этих государственных компаний задача России состоит в том, чтобы удержать под своим контролем государства, находившиеся когда-то под ее властью. По мнению московских экспертов, цель Кремля – не допустить возможной революции по украинскому сценарию во время президентских выборов в России в 2008 году.
Как пишет "Новая газета", если оппозиционный кандидат победит, у него практически не будет поля для маневра: "Если Путин уйдет из политики, нефть, газ, военно-промышленный комплекс, ядерная отрасль, транспорт – все это останется в его руках и в руках его друзей".