"Лукойл" попросил президента России внести изменения в закон о доступе к шельфу, касающиеся лицензий, полученных до его вступления в силу, - сообщил президент компании Вагит Алекперов
Russian Look

"Лукойл" попросил президента России внести изменения в закон о доступе к шельфу, касающиеся лицензий, полученных до его вступления в силу. Об этом сообщил в интервью газете "Ведомости" президент компании Вагит Алекперов.

Он выразил уверенность, что закон, принятый в 2008 году, будет откорректирован. Алекперов отметил, что право добывать углеводороды в Арктике должны иметь все. Он уже предлагал передать весь арктический шельф пополам "Газпрому" и "Роснефти", но закон отменить, потому что он дискредитирует нашу страну. В этом случае, по мнению главы нефтяного гиганта, многие проекты были бы просто неинтересны "Газпрому" и "Роснефти" - и "Лукойл" смог бы в них участвовать.

"Я надеюсь, что это произойдет. Когда - не знаю. Может еще затянуться, а может решиться очень быстро. Пока закон еще действует, мы его будем выполнять, но будем продолжать бороться. Потому что этот закон снижает привлекательность инвестиций в российскую экономику, не идет на благо ее развития", - отметил глава "Лукойла".

Алекперов также напомнил журналистам, что совещания по этому поводу уже были, но, к сожалению, это ни к чему пока не привело.

Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков подтвердил газете, что такие обращения поступают президенту регулярно. Все они передаются в профильные ведомства, но у правительства пока нет оснований заставлять госкомпании потесниться на шельфе. По словам представителя вице-премьера Аркадия Дворковича, Белый дом не считает вопрос о допуске частников к нефти на морском дне окончательно закрытым.

Напомним, российский континентальный шельф имеет самую большую в мире площадь - более 6 млрд кв. км. По закону о недрах, сейчас работать там могут только компании, как минимум наполовину принадлежащие государству и с пятилетним опытом работы, иными словами, лишь "Роснефть" и "Газпром". "Лукойл", правда, еще до введения этого правила успел получить лицензии на несколько участков шельфа в Каспийском море.

Значение шельфа для роста нефтедобычи в том, что простые для разработки месторождения были найдены еще в советское время, теперь остались только сложные участки с трудноизвлекаемой нефтью или участки на дне моря. Нужно торопиться осваивать шельф, традиционной нефти осталось не так много, говорят эксперты.

Первоначальные версии поправок к закону "О континентальном шельфе" предусматривали расширение перечня российских недропользователей, что позволило бы частникам хоть как-то подключиться к работе в российской части Арктики.

Однако минувшим летом на возможном уча­стии "Лукойла" и других част­ников в разработке шельфа в очередной раз был поставлен крест, а вице-премьер Аркадий Дворкович предложил вообще вычеркнуть из закона о шельфе госпрограмму разведки и освоения континентального шельфа, вокруг которой на протяжении последних полутора лет разворачивалась борьба за доступ к углеводородным запасам российской Арктики.

Разработанная Минприроды в 2011 году госпрограмма освоения российского континентального шельфа до 2030 года призвана обеспечить "энергетически безопасное развитие национальной экономики" за счет выхода к этому сроку на уровень добычи на шельфе 40-80 млн тонн нефти и 190-210 млрд кубометров газа в год. Это 8-16% нынешнего уровня добычи нефти и 32-35% добычи газа в России.

В документе отмечается, что из 6,5 млн кв. километров акватории РФ от 4 до 4,4 млн являются "определенно перспективными на нефть и газ". Общие запасы нефти по категории С2 оцениваются в 595 млн тонн, а по газу - 3,5 трлн кубометров.