Новые санкции, которые западные лидеры предъявляют России хороший повод подвести черту под послекризисными 2008-2014 годами, считает министр экономики Алексей Улюкаев. В своей статье "Как сохранить богатство", опубликованной в "Ведомостях", он рассуждает об экономической политике страны в новых условиях.
"Надолго или нет, но нам придется какой-то период жизни находиться в новой экономической реальности, в которой нет возможности привлекать относительно дешевое финансирование, покупать современные технологии для жизненно важных отраслей, нормально взаимодействовать с западными инвесторами", - пишет министр.
Он отмечает, что действующая конструкция резервного фонда и фонда национального благосостояния сформировалась в 2001-2007 годы, когда в экономике наблюдался перегрев и высокая инфляция. Тогда существовала реальная необходимость сдерживания рубля.
Можно посмотреть на ФНБ как на форму существования национальных активов, - пишет министр. У государства есть выбор - в какой форме это богатство хранить. Первый вариант: можно оставить углеводороды в земле и верить, что через 20 лет будущее поколение их извлечет и монетизирует. Но конъюнктура цен на нефть на 2 десятилетия вперед представляется неопределенной.
Второй вариант: извлечь эту нефть, превратить ее в ликвидный инструмент и жить как государство-рантье, надеясь, что следующие поколения будут и так обеспечены, - для России этот вариант неприемлем, считает Улюкаев.
Наконец, третий вариант: использовать это именно как инвестиции - вкладывать в проекты, которые позволят, когда через 20 лет нефть кончится, получить альтернативный источник заработка, - считает Улюкаев.
В текущей ситуации, полагает министр, необходимо в среднесрочном горизонте инвестировать весь объем средств фонда в инфраструктурные и иные инвестиционные проекты.
Напомним, в начале июня правительство увеличило с 40 до 60% лимит средств Фонда национального благосостояния, которые могут пойти на инфраструктурные проекты. Предельный объем средств на инфраструктурные проекты, установлен в размере 40%, еще по 10% можно вложить в проекты РФПИ и "Росатома".
К 1 января 2014 года объем ФНБ составлял 2,9 трлн рублей, таким образом на инфраструктурные проекты с учетом общей квоты может быть потрачено более 1,740 трлн рублей.
Тогда Алексей Улюкаев не исключил, что средства ФНБ могут понадобиться для строительства газопровода в Китай в рамках 30-летнего контракта на поставку газа между "Газпромом" и CNPC.
Об использовании средств суверенных фондов для поддержки восточного газового проекта президент Владимир Путин говорил 4 июня на заседании президентской комиссии по ТЭК, упомянув, что "бесконечное наращивание золотовалютных резервов несет в себе определенные риски".
На средства ФНБ претендуют семь инфраструктурных проектов. Из них четыре "высокой степени готовности". Это проекты Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслана Байсарова Элегест-Кызыл-Курагино, "Росатома" - по строительству АЭС Ханхикиви-1 в Финляндии и двух проектов РФПИ - по ликвидации цифрового неравенства (с "Ростелекомом") и ликвидации потерь в энергосетях (с "Россетями").
Уже принято решение о выделении из ФНБ 300 млрд рублей на проекты реконструкции БАМа и Транссиба и строительство ЦКАД.