Условия выдачи кредитов для граждан в первой половине этого года станут несколько жестче. А для крупных заемщиков-предприятий правила выдачи ссуд будут становиться более жесткими на протяжении всего года, пишет "Российская газета".
Такие выводы содержатся в опубликованном накануне Банком России обзоре изменений условий банковского кредитования в четвертом квартале 2011 года, основанном на опросе кредитных организаций. Главная причина ужесточения условий - нестабильность на мировых финансовых рынках и сокращение доступа банков к заемным иностранным деньгам из-за ситуации в Европе. Впрочем, даже плохое развитие ситуации в мировой экономике не приведет к масштабным проблемам в банковском секторе, убеждены в ЦБ.
Финансовая система в целом выстоит, соглашаются опрошенные газетой эксперты. Но многое снова будет зависеть от помощи государства, а спрогнозировать, сколько банков может оказаться на грани краха - практически невозможно, уточняют эксперты.
Результаты проведенного Центробанком стресс-тестирования кредитных организаций показывают, что максимальные потери банков могут составить 1,3 трлн рублей, или примерно 26% от капитала банковского сектора. Но эти данные не учитывают потенциальную прибыль банков, которую они могут получить, продолжая деятельность в неблагоприятных условиях. Если учесть этот фактор, потери будут меньше - до 906 млрд рублей, или 18% от капитала. В любом случае, норматив достаточности капитала (главный показатель, на который ориентируется ЦБ при определении устойчивости банков) может составить от 12% до 14%. При этом его минимальное значение должно быть не ниже 10%.
Для стрессового сценария ЦБ исходил из того, что рост отечественной экономики может замедлиться от прогнозируемых в этом году 3,7% до 2,7% или падения до одного процента. Какие при этом закладывались цены на нефть, ЦБ не уточняет, обычно для стрессовых сценариев они берутся в районе 60 долларов за баррель. Однако даже при нынешних ценах на нефть рост ВВП в этом году может сократиться до 3%, полагает главный экономист Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. В прошлом году, поясняет он, почти 70-80% прироста было связано с увеличением запасов на фоне оптимизма и высокой инфляции, но сейчас этот фактор действовать перестает. А для падения ВВП на один процент достаточно, чтобы нефть подешевела до 80 долларов, а это не такой уж и стресс, говорит Миронов.
Первая проблема, которая может возникнуть для отечественного банковского сектора из-за ситуации в Европе, связана с ликвидностью, полагает его коллега Дмитрий Мирошниченко. В прошлом году на фоне разрастания долгового кризиса в Старом Свете и закрытия внешних рынков объем средств, предоставляемых банкам со стороны ЦБ, вырос в 3,7 раза. Вырастет и кредитный риск, который связан со способностью заемщиков погасить ранее взятые ссуды.
Не исключено, что у некоторых банков обнаружатся "скелеты в шкафу", оставшиеся со времен кризиса 2008 года, предполагает Миронов. Тогда некоторым заемщикам банки пролонгировали кредиты, и как "плохие" ссуды они в отчетности не отражаются. Кроме того, в портфеле активов банков достаточно большой объем ценных бумаг, продолжает Мирошниченко. При негативном развитии событий они упадут в цене, их ликвидность снизится. Банки резко сократят кредитование, это уменьшит возможность поддерживать инвестиционную активность, перечисляет последствия Миронов. А вот бегства вкладчиков, скорее всего, не будет, благодаря госгарантиям по вкладам, считает он.