В парламенте подготовили поправки в Уголовный кодекс, которые серьезно ужесточат ответственность банкиров и коллекторов. Законопроект о доведении должников до самоубийства уже направлен в правительство и Верховный суд. Автором поправок выступил член президиума "Справедливой России", зампред комитета по энергетике Олег Михеев.
По мнению справедливороссов, непростая ситуация на рынке потребительского кредитования сложилась из-за того, что банкиры не гнушаются прибегать к психологическому давлению на заемщиков, пытаются вывести их из психологического равновесия и лишить их возможности оспаривать долг. Доведенный до крайности должник может решиться на суицид, считает автор законопроекта.
"Низкая финансовая грамотность наших граждан и крайне агрессивная реклама кредитных услуг приводит к тому, что люди с невысокими доходами легко берут кредиты под высокий процент. Люди не всегда могут грамотно оценить условия заключаемого с банком договора и правильно рассчитать свою кредитную нагрузку. Это подчас приводит к трагедиям", - цитирует Михеева газета РБК daily.
Сейчас в УК есть наказание за доведение до самоубийства путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства.
А проект закона о потребительском кредитовании должен быть дополнен нормами о правилах взыскания просроченной задолженности. Предполагается, что неплательщик может потребовать прекратить "непосредственное взаимодействие" с ним, то есть личные встречи или телефонные переговоры. В такой ситуации взыскатель сможет переписываться с ним по почте и посредством смс-сообщений, но не чаще чем два раза в сутки и только в дневное время.
Банк, выдавая кредит, будет обязан полностью раскрыть всю информацию о нем: срок, сумма, лимит кредитования, величину процентов, полный перечень оказываемых заемщику платных дополнительных услуг, размер неустойки в случае несвоевременной уплаты процентов.
Заемщик также должен знать о том, что его долг может быть переуступлен третьим лицам (коллекторам). Полная стоимость кредита должна быть указана в правом верхнем углу договора. Если она указана мелким шрифтом в другом месте, заемщик может признать договор недействительным через суд.
Главный российский борец с коллекторскими службами, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, правда, часть вины возлагает и на банки: он называет "преступно легкой" доступность кредитов для граждан. Он возмущался тем, что коллекторы берут на себя функции следователей, оказывают моральное и физическое давление, чтобы выбить кредит.