Все думали, что Кипр, проведший в прошлом году по требованию ЕС "стрижку депозитов", поставил на себе крест как на самом популярном у россиян финансовом центре. Однако этого не случилось. Спрос на профессиональные услуги Кипра, финансовые и юридические, сохранился и сопоставим с уровнями прошлых лет, пишет газета "Ведомости".
Как следует из статистики ЦБ, учитывающей вложения в капитал, долговые инструменты, реинвестирование полученных доходов, за три квартала прошлого года с Кипра в Россию было инвестировано 12,9 млрд долларов.
Примерно столько же приходило с Кипра в прошлые годы, но не за три квартала, а за целый год. В 2012 году случился резкий спад "кипрских" инвестиций, а 2013-й может стать годом самого крупного притока.
В прошлом году Кипр был исключен из списка офшоров российского Минфина, так что не все сделки подпадают под контроль ФНС, это еще больше помогло Кипру. Теперь чиновники угрожают включить Кипр в новый черный список, создаваемый для применения закона об иностранных контролируемых лицах. Это и может снизить спрос россиян на эту юрисдикцию, предупреждают юристы.
Напомним, как следует из первого антиофшорного законопроекта, обнародованного в марте, Минфин намерен полностью контролировать офшоры российских граждан, налог придется платить за все компании, где у них есть хотя бы 10%. Под действие законопроекта попадет очень большая категорию налогоплательщиков, но в этом и состоял план министерства - охватить всех офшорных владельцев и сделать такое владение невыгодным.
Минфин целился не в "дочек" компаний, а скорее на граждан, владеющих российскими компаниями через офшорные структуры. Таких в России много: Владимир Потанин владеет 30,02% в "Норникеле" через несколько структур, в том числе кипрскую, Владимир Лисин владеет НЛМК через кипрскую Fletcher (85,54%), а 63,46% Evraz принадлежит кипрской же Lanebrook Романа Абрамовича и его партнеров.
Они получают дивиденды и проценты от российских активов не напрямую, а транзитом через низконалоговые страны и платят минимальный налог: на Кипре по дивидендам - 5% вместо 15%, по процентам - 0% вместо 20%. Теперь эти доходы будут расцениваться как часть российского дохода. Компании будут платить с нераспределенной прибыли 20%, а российские акционеры - 13% НДФЛ.
Под закон подпадут не только фирмы в офшорах, входящих в черный список Минфина, но и компании в низконалоговых странах.
Крупными акционерами Минфин не ограничился: гражданину достаточно прямо или косвенно владеть более 10% компании (кроме публичных) из страны, попавшей в список. А если физическому лицу принадлежит всего 1% иностранной компании, он подпадает под тотальный контроль - должен уведомить о доле налоговую службу, хотя налог может не платить.
В прошлом году эксперты подсчитали, что поток инвестиций из Кипра в Россию так же велик, как и поток инвестиций из России на Кипр, который за последние 20 лет стал главным придатком теневой российской экономики. Около 70% средств в российской недвижимости и 80% в финансовом секторе отмыты на Кипре, считают экономисты. За те же 20 лет россияне вывели и отмыли через кипрские офшоры больше 30 млрд долларов. От половины до трети всех банковских депозитов на Кипре - российского происхождения.