Представители четырех стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива - Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта и Катара подписали в воскресенье в Эр-Рияде соглашение о единой валюте.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, до конца 2009 года в Эр-Рияде будет создан валютный совет, который займется воплощением в жизнь этого соглашения, в частности, созданием Центрального банка Персидского залива.
После того, как в мае Объединенные Арабские Эмираты отказались от участия в едином валютном рынке, наиболее вероятной площадкой для расположения этого банка стала Саудовская Аравия.
Документ, предусматривающий создание единого валютного рынка, был подписан несмотря на отказ присоединиться к нему двух членов ССАГПЗ - Омана и ОАЭ.
Вопрос о введении единой валюты в шести арабских странах Персидского залива - Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ, Омане и Саудовской Аравии - обсуждается с 2001 года.
Условное название единой денежной единицы - "динар Залива", или "халиджи" - от арабского слова "халидж" ("залив"). 2010 год власти стран, национальные валюты которых в большинстве своем привязаны к курсу доллара, называют периодом для введения общей валюты, однако не исключают, что начнется ее обращение в 2012-2015 годах.
В настоящее время пять стран Залива сохраняют жесткую привязку к доллару США. Исключение составляет лишь Кувейт, который поддерживает плавающий курс. Можно предположить, что страны опасаются падения курса американской валюты в ближайшие годы.
Эксперты скептически отзываются о перспективах валютного эксперимента в этом регионе, так как не все ключевые вопросы в проекте стран Персидского залива до сих пор не согласованы.
Это, в первую очередь, соглашения об ограничении бюджетного дефицита, инфляции и других макроэкономических показателей, способных негативно отразиться на стабильности новой валюты.
Арабским странам (как и латиноамериканским государствам) эксперты "Калита-Финанс", будет намного сложнее повторить удачный опыт европейских коллег. Для сравнения, введение единой европейской валюты в странах Восточной и Центральной Европы, чьи бюджетные дефициты в разы превышают установленные лимиты Еврозоны, снизили бы привлекательность евро и её фундаментальную макроэкономическую стоимость.
Евро, в первую очередь, создавался для упрощения товарооборота между субъектами европейского региона, и главными торговыми партнерами друг для друга были сами участницы валютного блока и ЕС. Это и позволило получить синергетическое преимущество от введения единой денежной единицы.
В случае с арабскими государствами, ориентированными на экспорт продукции на Запад и в Азию, подобного эффекта и синергии от введения единой валюты может и не случиться.