В этом году Нобелевская премия станет меньше - у Нобелевского фонда тоже тяжелые времена
Global Look Press
 
 
 
Стартовала очередная Нобелевская неделя, в течение которой станут известны имена ее лауреатов
Global Look Press
 
 
 
В своем завещании Альфред Нобель поручил выбор лауреата по физиологии и медицине Каролинскому институту в Стокгольме, основанному в 1810 году
Global Look Press

Стартовала очередная Нобелевская неделя, в течение которой станут известны имена ее лауреатов. Премию присуждает Нобелевский комитет, а средства подступают из Нобелевского фонда. Нобелевский фонд – частный. Директора фонда собираются 7 раз в год на оперативные совещания, но что они там решают – конфиденциальная информация.

Единственный открытый источник нобелевской бухгалтерии – ежегодный отчет фонда на официальном Нобелевском сайте. Как следует из последнего отчета, этом году лауреаты получат не по 10 млн шведских крон, как это было в предыдущие годы, а лишь по 8 млн крон. Денежный размер уменьшился на 20% из-за того, что Нобелевский фонд в последнее время неудачно играл на бирже, сообщает РИА "Новости".

Официальное объяснение исполнительного директора Нобелевского фонда Ларса Хейкенстена – "трудные времена" из-за "глобальной финансовой нестабильности", передает РИА "Новости".

Премии то увеличиваются, то уменьшаются на несколько процентов почти каждый год. Но лишь дважды за более чем столетнюю историю Нобелевской премии ее сокращение было сравнимо с нынешним, и случалось это во время мировых войн.

В 1916 году ее урезали на 22% по сравнению с предыдущим 1915 годом, в 1940-м – на 16%, а в 1941-м еще на 17%, то есть за два года – ровно на треть, 33%.

Экономика главной премии мира

В своем завещании Альфред Нобель поручил выбор лауреата по физиологии и медицине Каролинскому институту в Стокгольме, основанному в 1810 году и являющемуся ныне одним из ведущих образовательных и научных медицинских центров мира. Созданный при нем Нобелевский комитет состоит из пяти постоянных членов, которые, в свою очередь, имеют право приглашать экспертов для консультаций.

Долгое время портфель фонда на все сто процентов состоял из гособлигаций разных стран – так распорядился сам Альфред Нобель, чтобы обезопасить свое наследство от рискованных биржевых спекуляций. Однако в период между мировыми войнами правительства начали решать свои проблемы с помощью инфляции, и при формальной доходности госбумаг их рыночная цена катастрофически падала, и размер наследства Нобеля начал сжиматься до опасного предела. Поэтому в 1953 году правительство Швеции нарушило волю покойного Альфреда Нобеля, разрешив фонду использовать все финансовые инструменты.

И лишь к 1991 году фонду удалось восстановить первоначальный капитал Альфреда Нобеля (чуть меньше 150 млн долларов в современных ценах), довольно сильно подорванный войнами и кризисами, а затем увеличить его почти втрое. К настоящему времени рыночная цена его активов составляет 483 млн долларов (по курсу шведской кроны на 1 октября 2012 года).

В 2008 году вложения Нобелевского фонда в акции принесли убыток в 32%. Только благодаря прибыли от двух других частей инвестиционного портфеля общий убыток фонда удалось сократить до 19%. В 2009 году спекуляции с акциями, наоборот, принесли прибыль в 27%, в 2010-м – еще 8,7%. Но в 2011-м с акциями опять не повезло: минус 9,3% только на акциях, и минус 6% всего капитала.

Премии этого года могли бы быть еще меньше, если бы Нобелевский фонд, управляющий наследством Альфреда Нобеля, не заработал бы в прошлом году на вложениях в хедж-фонды и недвижимость.

Судя по инвестиционному портфелю фонда, расплачиваться с Нобелевскими лауреатами в ближайшие годы он будет в значительной мере деньгами, заработанными на аренде недвижимости. Если арендные ставки упадут, то премии придется опять урезать.

В совете директоров фонда работают опытные люди, не понаслышке знакомые с реальной ситуацией в экономике и лично знакомые со многими бизнесменами и чиновниками, от которых сегодня напрямую зависит эта ситуация. Например, исполнительный директор Ларс Хейкенстен до Нобелевского фонда был членом Европейского аудиторского суда, а до этого возглавлял Банк Швеции. Видимо, в его представлении и представлении других руководителей фонда, ситуация в мировой экономике действительно серьезная, если они впервые за последние полвека кардинально меняют инвестиционную стратегию фонда, отмечает обозреватель агентства.

Впрочем, выбор у членов совета директоров невелик. Либо они заработают несмываемое клеймо разорителей Альфреда Нобеля, либо сохранят премию его имени еще на долгие годы.