Председатель правительства России Дмитрий Медведев считает нынешние трудности, связанные с санкциями и ограничениями, во-первых, временными, а во-вторых, полезными: из них Россия выйдет более сильной и самостоятельной страной.
Это следует из интервью "Ведомостям", в котором Медведев рассказал, как события, связанные с кризисом на Украине, присоединением Крыма, повлияли и на экономику, и на инвестклимат.
- Медведев: введение санкций может привести к взлому системы безопасности в мире
"Есть ощущение, что мы живем в ситуации внешних шоков с 2008 года, - признался премьер. - Прежние установки не реализуются один в один, но программные документы остаются прежними. Это и программа развития страны до 2020 года, и майские указы президента 2012 года, и основные направления деятельности правительства до 2018 года, и утвержденные госпрограммы. Но мы люди адекватные и понимаем, что какие-то нюансы нам придется корректировать и позиции сдвигать".
Экономика вырастет в этом году на 0,5%: "Это мало, не очень хорошо"
Правительство ориентировалось на значительно более высокие темпы роста, сказал премьер, сейчас оно исходит из того, что экономика вырастет в этом году на 0,5%, в следующем году - около 1%: "Это мало, не очень хорошо".
Медведев рассказал о будущем проектов, которые Россия развивала, когда еще намеревалась стать частью глобальной финансовой системы. "Проект создания международного финансового центра, безусловно, очень важное направление работы. Никто от этих целей не отказывается, и мы продолжаем действовать по утвержденному плану. Мы реалисты и понимаем, что сейчас, в условиях санкций, создание МФЦ в первоначальном виде невозможно. Но санкции пройдут, через некоторое время от них не останется и следа, а задача построения МФЦ остается", - считает он.
Основные ресурсы и усилия достанутся Крыму
Крым был чудовищно недофинансирован за последние 20 лет, считает Медведев.
"Я когда попал туда впервые в 2004 году, был удивлен - как будто вернулся в Советский Союз. Мои знакомые врачи недавно поделились впечатлениями от крымских клиник: "Мы понимали, что там все советское, но думали, что там конец 80-х, а оказалась - середина 70-х", - рассказал он.
Программа развития региона предусматривает вложение 650 млрд рублей федеральных денег в инфраструктуру Крыма, социальную сферу, здравоохранение и образование. В эту сумму заложено и строительство моста через Керченский пролив.
"Мы должны создать автономную энергетику, завязанную на Россию. Учитывая, что Крым - энергодефицитная территория, это тоже становится фактором в политический игре, - сказал премьер. - Хотя в жизни все сложнее: отдельные части Украины тоже энергодефицитны и получают электроэнергию из России. И тот, кто принимает не очень умные решения об ограничении поставок энергии в Крым, должен понимать, что возможны симметричные меры".
"Проект строительства моста начали обсуждать еще при прежнем статусе полуострова и уже тогда понимали, что это очень дорогая тема. Но в то время это был международный проект, а сейчас - внутренний, и от его реализации зависит жизнь наших людей", - считает Медведев.
Авторы идеи "контрсанкций" - те, кто "разбирается во внешней торговле и экономике"
Глава правительства рассказал, как было принято решение о запрете на поставки продовольствия из западных стран.
"Не мы это начали. Мы и так очень долго терпели. Хотелось ответить раньше, но была позиция президента - не реагировать на эти действия. Но когда уже прошло несколько волн санкций, пришлось принимать решение. Что важно - это политическое решение поддерживает абсолютное большинство населения нашей страны", - сообщил он.
"Безусловно, для бизнеса принятые меры - это форс-мажор. В юридическом смысле этого слова. Было дано несколько дней на то, чтобы грузы, которые находились в пути, были доставлены. Но при всем желании помочь бизнесу - если бы приняли решение разрешить поставку всех оплаченных грузов, то, поверьте мне на слово, у нас бы еще в течение года все грузы шли как оплаченные до санкций. Придумали бы разные схемы", - уверен он.
Медведев считает, что "контрсанкции" пойдут на пользу российскому аграрному бизнесу: "Все аграрии... подходили ко мне со словами: "Наконец-то! Мы вас так просили". Причем это и маленькие хозяйства, и огромные ассоциации производителей молока, мяса, те, кто занимается зерном, фруктами. Губернаторы говорят то же самое: "Не отменяйте ничего, иначе мы не сможем создать современное российское сельское хозяйство".
"Торговые сети раньше не хотели замечать наших аграриев, - упрекнул ритейлеров премьер. - Им удобнее было работать с иностранцами и невыгодно эти схемы ломать. А сейчас пришлось. На совещании представители сетей и ассоциаций аграриев так ласково друг на друга смотрели! Но это же правильно: мы действительно крупнейшая аграрная страна, у нас 9% мировой пашни, 20% запасов воды. Мы точно должны кормить себя и других".
"Поэтому мы начали программу поддержки тех секторов сельского хозяйства, которые у нас неразвиты, а это рыборазведение, тепличное овощеводство, садоводство и те сегменты животноводства, которые требуют поддержки, - мясное скотоводство и молочное животноводство. Мы сейчас обязательно добавим туда денег. Точную сумму пока не назову, но речь идет о десятках миллиардов рублей", - рассказал он.
"К росту инфляции я отношусь плохо"
Правительство не откажется ни от бюджетного правила, ни от таргетирования инфляции, несмотря на то, что санкции уже вызвали разгон инфляции.
"К росту инфляции я отношусь плохо, - заметил Медведев. - Мы в целом проводим довольно жесткую политику, основанную на таргетировании инфляции, от этого никто не отказывается. Хочу еще раз подчеркнуть: основные принципы макроэкономической политики остаются прежними... Инфляцией нужно заниматься, но о ней не нужно много говорить, потому что инфляция разгоняется в том числе и ожиданиями".
Окончательное решение о том, менять ли ставки существующих налогов или вводить новые налоги, пока не принято, признался премьер. В любом случае решения, которые мы можем принять в ближайшее время, не затронут налоги на доходы физических лиц, обещает он.
"Мы окончательно обсудим эти вопросы и примем сбалансированное решение. Думаю, это произойдет до конца этого месяца. И еще добавлю: с учетом нынешней ситуации здесь нет безупречных решений. Очевидно, что у любого решения будут свои минусы", - сказал он.
Пенсионные деньги никуда не исчезают
Решение о направлении накопительной части в страховую часть пенсии на 2015 год принято, и в этом нет ничего драматического, потому что деньги никуда не исчезают, сообщил Медведев. Ситуация с НПФ была непрозрачная, сроки еще позволяют проверять их в следующем году.
"По окончании всех этих действий будет принято решение по поводу накопительной части пенсии. И представители экономического блока, и те, кто представляет социальный блок, понимают, что государство без длинных денег обойтись не может. Вопрос лишь в том, насколько эффективна нынешняя накопительная часть пенсии. Длинные деньги, про которые все так любят порассуждать, в экономику не пришли. И это плохо. Это как раз говорит о том, что система работала не оптимально", - рассуждает премьер-министр.
На нашем страховом рынке, считает Медведев, нужно наводить порядок. Сейчас многие пенсионные фонды проверили, результаты проверки будут учитываться при принятии решений о дальнейшем развитии пенсионной системы. Оно будет принято в 2015 году.