Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's опубликовало доклад о прозрачности российского госсектора (информация о собственниках, о правах акционеров, о механизмах менеджмента и пр.). Агентство приводит целый список нарушений в работе государственный фирм.
Главная претензия: использование личного влияния чиновников для решения с помощью компаний некоммерческих целей. Так обтекаемо формулируется суть дела ЮКОСа. Агентство осуждает "тенденцию российского правительства и отдельных государственных чиновников использовать свое влияние на такие компании в политических или личных целях, которые зачастую коммерчески не мотивированы и не соответствуют интересам инвесторов", цитирует доклад Lе Temps, статью которой публикует Inopressa.
Как наиболее показательный Standard & Poor's приводит случай с покупкой в декабре прошлого года главного филиала ЮКОСа "Роснефтью" - ведущей государственной нефтяной компанией. Это приобретение названо сомнительным, так как оно состоялось в ходе аукциона, итоги которого были явно заранее предрешены Кремлем в рамках налоговых преследований этой частной компании и ее знаменитого владельца, но сделало возможным создание государственного энергетического "полюса". Эта цель, как подозревают, была одной из целей дела ЮКОСа.
"Это один из наиболее спорных примеров влияния государства на политику компании из имевших место в прошлом году", - подчеркивается в докладе. Тем более, что "Роснефть", оказавшаяся после этой покупки в долгах (согласно докладу, они составили 20 млрд долларов), до сих пор не сообщила, как она ее профинансировала. "Единственным официальным представителем российского государства, который публично признался, что ему известны механизм сделки и ее посредник, был президент Владимир Путин", - напоминает Standard & Poor's с почти не скрываемой иронией.
Однако "Роснефть" - далеко не единственный пример, приведенный авторами доклада, который дает оценку деятельности еще десяти компаний, более чем на 50% контролируемых государством. В частности, Standard & Poor's критикует "Внешторгбанк" (подозреваемый в оказании помощи "Роснефти") - за недостаток информации о своей политике предоставления кредитов, "Аэрофлот" - за непрозрачность в принятии решения о строительстве нового терминала в Москве, а также электрическую монополию "ЕЭС России" - за отсутствия внятной информации о проводимой ею реформе этого сектора.