Руководитель Института экономики переходного периода Егор Гайдар считает, что в среднесрочной перспективе даже при пессимистическом сценарии Россия не столкнется с какими-либо финансовыми рисками.
"Даже при самом пессимистическом сценарии никакого катастрофического сценария придумать не смогли в среднесрочной перспективе. До 2010 года есть уверенность в стабильности. Но это не значит, что все проблемы решены", - заявил Гайдар, выступая в субботу на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
По его словам, уверенность в среднесрочной перспективе дает "созданная подушка безопасности" в виде стабфонда и крупные золотовалютные резервы.
Самой серьезной долгосрочной проблемой, по мнению Гайдара, является проблема пенсионной системы. Он отметил, что если ничего не предпринимать в этой сфере, то к 2025 году соотношение средней пенсии к средней заработной плате упадет в два раза. "Это фундаментальная проблема, связанная в том числе с демографической ситуацией", - подчеркнул экономист.
В то же время он отметил, что эта проблема может быть преодолена, и правительство уже предпринимает ряд шагов на пути к ее решению, в том числе через создание фонда будущих поколений. По мнению Гайдара, фонд будущих поколений должен составить порядка 70% ВВП, чтобы обеспечить устойчивость пенсионной системы.
Выступивший позднее министр финансов РФ Алексей Кудрин согласился с оценкой Гайдара рисков бюджета, связанных с демографической проблемой, примерно в 4% ВВП (речь идет о возможном дефиците бюджета Пенсионного фонда РФ).
По его словам, эти риски следует компенсировать за счет использования уникальных возможностей, имеющихся у России благодаря беспрецедентно высоким доходам от нефти и газа.
Глава Минфина считает, что доходы от размещения средств, накапливаемых в фонде национального благосостояния (в него будет переименован фонд будущих поколений), позволят иметь устойчивый доход бюджета, который на протяжении 10-20 лет может быть использован на поддержание действующей пенсионной системы, пока в пенсионный возраст не вступит поколение, которое воспользуется преимуществами накопительной пенсионной системы.
При этом Кудрин сослался на пример Норвегии, где Глобальный пенсионный фонд составляет около 100% ВВП, а его доходы обеспечивают расходы бюджета, направляемые на государственное пенсионное обеспечение.