"Газпром" продает газ в Европе на 20% дешевле рынка
Moscow-Live.ru

Российский газ в Европе стоит сейчас на 20% дешевле, чем газ на европейском спотовом рынке, реализуемый по разовым контрактам, пишет РБК со ссылкой на расчеты агентства Bloomberg. Столь значительного дисконта на топливо "Газпрома" не было с апреля 2008 года.

Накануне главный экономист BP Спенсер Дэйл отметил сходство данной ситуации с поведением ОПЕК на рынке нефти, где страны-экспортеры отвечают на усиление конкуренции не мерами поддержки цен, а удержанием рыночной доли.

Ранее Международное энергетическое агентство (МЭА) в среднесрочном прогнозе по рынку газа отметило, что избыток на мировом рынке сжиженного природного газа (СПГ), включая растущие объемы поставок из США и Катара, предвещает "разительные изменения операционной среды для "Газпрома".

Американский СПГ в ближайшие три года станет "самым дешевым вариантом" для Европы, и, чтобы удержать долю на рынке, "Газпром" должен переходить на "более конкурентный механизм ценообразования", считают аналитики МЭА.

Информацию о контрактных ценах на свою продукцию "Газпром" не раскрывает, предоставляя выборочные скидки в зависимости от конкретных условия и потребителя. В качестве ориентира для анализа Bloomberg берет ежемесячные цены российского газа на границе с Германией. В мае она составила 3,99 доллара за 1 млн британских тепловых единиц (БТЕ), и этот показатель снижается уже 18 месяцев подряд.

При этом стоимость газовых фьючерсов на британском хабе NBP накануне составила 4,9 доллара за 1 млн БТЕ, то есть на 22 % дороже.

В пересчете на стоимость за 1 тысячу кубометров газа текущая цена на границе с Германией эквивалентна 142,5 долларам. Ранее заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев говорил, что в 2016 году средняя цена для Европы составит 167-171 долларов по сравнению с 243 за прошлый год.

Представитель "Газпрома" отказался от комментариев. Отметим, в годовых отчетах российского концерна в последние годы утверждается, что спотовый газ "является, по сути, совершенно иным продуктом, и прямое сопоставление контрактных и спотовых цен является неправомерным".

В конце апреля газета "Коммерсант" обращала внимание на то, что "Газпром" весной договорился о прекращении арбитражных разбирательств по газовым контрактам с двумя участниками проекта Nord Stream-2 - немецкой E.On и французской Engie. При этом российский поставщик, по-видимому, пошел на значительные уступки клиентам, по сути привязав механизм ценообразования к спотовым ценам на газ в Европе.

Но при этом клиенты "Газпрома", видимо, добились более значительной привязки контрактных цен к спотовым. В пресс-релизах E.On и Engie по итогам договоренностей с "Газпромом" есть практически идентичная фраза о снижении рисков для газовых портфелей компаний на ближайшие годы благодаря "корректировке ценообразования в соответствии с рыночными условиями".

По мнению источников издания на энергетическом рынке, речь идет о следующем: если европейские компании уже продали газ на форвардном рынке на ближайшие годы по спотовой цене, есть риск того, что цены "Газпрома" с нефтепродуктовой привязкой вырастут из-за возможного роста цен на нефть, что может привести к большим убыткам.

Потребители теперь стремятся не к тому, чтобы получить самую низкую цену на газ (на данный момент контракты с полностью нефтяной привязкой даже выгоднее), а к хеджированию своих будущих рисков.

Позднее в "Газпроме" опровергли внесение структурных изменений в контрактах с Engie и Uniper. Однако биржевые эксперты тогда предположили, что если ситуация на европейском рынке газа сохранится и спотовые цены надолго останутся на текущих уровнях, то "Газпром" будет вынужден полностью отвязать собственные цены от нефти, чтобы не потерять долю рынка и не допустить на него поставщиков СПГ. При реализации этого сценария рост цен на нефть перестанет приводить к росту цен на газ.