Финансовые рынки отреагировали ростом на объявление Берлускони во вторник о намерении вскоре подать в отставку. Однако кардинального разворота в настроении инвесторов ждать не стоит, пока на смену скандальному медиамагнату не придет стабильное правительство, способное навести порядок в финансовой системе и провести реформы, прогнозирует агентство Reuters.
У Италии все меньше времени для решения своих проблем на фоне начавшегося летом роста ставки доходности по ее облигациям. Даже после ухода человека, который стал символом скандальности и безудержных обещаний, Италии будет нелегко убедить инвесторов в способности снизить долг, либерализовать рынок труда, справиться с уклонением от налогов и повысить производительность, а потом добиться и более важных перемен.
Тем временем партнеры Италии и финансовые рынки хотят знать, что станет с невнятной программой реформ, которую Берлускони пообещал Евросоюзу в октябре.
После ухода 75-летнего премьера ясности со сценариями развития событий убавится. "Состав итальянского парламента и планы коалиционного правительства говорят о том, что выход из политического кризиса маловероятен", - сказал старший экономист по Европе в Mizuho Риккардо Барбьери.
При худшем сценарии Италию ждут недели или месяцы политической нестабильности в отсутствие реформ.
Ставки доходности индикативных облигаций Италии миновали уровень семи процентов, за которым стоимость заимствования на открытом рынке считается неприемлемой. Потребность страны в финансировании на ближайшие пару месяцев не так высока, но ситуация изменится в начале будущего года, так как Италии в феврале и марте нужно погасить большие объемы долга.
Аналитики говорят, что экономика уже скатилась в новую рецессию и вряд ли покажет рост в 2012 году, а целевые значения бюджетного дефицита не будут достигнуты.
Рынки хотят, чтобы непартийное технократическое правительство провело непопулярные реформы, необходимые для улучшения потенциала роста в одной из самых хронически проблемных экономик мира.
Такие перемены, скорее всего, могли бы спровоцировать "положительную переоценку Италии в умах международных инвесторов", считает глава долгового отдела в Spiro Sovereign Strategy Николас Спиро.
Аналитики сказали, что технократические правительства во главе с Джулиано Амато, центральных банкиров Карло Адзелио Чампи и Ламберто Дини в 1990-х провели важные реформы и вывели Италию из гораздо более серьезных кризисов, чем сегодняшний.
Роль спасителя часто пророчат бывшему еврокомиссару Марио Монти, но неясно, сможет ли он добиться поддержки большинства в парламенте. Берлускони сделает все, что в его силах, чтобы, опираясь на поддержку союзников в партии "Лига Севера", бойкотировать то, что он считает подрывом демократии.
Даже после предательства среди своих сторонников, которое склонило его к решению уволиться, партия Берлускони "Народ свободы", скорее всего, останется самой большой в парламенте, а значит, нужна очень сильная оппозиция против него, чтобы идея невыборного правительства материализовалась.
Поэтому у президента Джорджио Наполитано, вероятно, не будет иного выбора, кроме как распустить парламент и провести выборы. Но это случится не ранее, чем президент переговорит со всеми политическим партиями и спросит Монти или других претендентов о возможности добиться поддержки для формирования правительства. На это опять потребуется драгоценное время.
Выборы могут пройти не ранее января, а до тех пор Берлускони будет оставаться лидером уходящего правительства.
Опросы общественного мнения сулят победу на выборах левоцентристской оппозиции. Таким образом новому Кабинету, скорее всего, будет присуща осторожность в экономической политике. Оппозиция состоит из нескольких партий широкого спектра и не имеет четкого лидера или общего взгляда на инструментарий, необходимый для вывода Италии из кризиса.
Более того, избирательная кампания будет непредсказуемой и ожесточенной - в отличие от Испании, где оппозиционная Народная партия уверенно идет к своей цели отстранить от власти социалистов и поставить во главу страны своего лидера Мариано Рахоя.
Берлускони не будет вновь претендовать на пост премьера, но, видимо, постарается пропихнуть преемника на позицию лидера правоцентристов. Недавние его комментарии свидетельствуют о том, что Берлускони продолжит политическую борьбу с позиций критики евро, в котором он видит корень проблем Италии.
В частности, он называл евро "странной валютой, которая никого не убедила" и говорил, что ее введение привело к "обеднению крупных групп населения Италии".