В российскую экономику вкладывали все это время только Михаил Прохоров и Аркадий Ротенберг
Global Look Press
 
 
 
Одних лишь призывов президента оказалось недостаточно, и крупный бизнес не интересуется сферой инноваций
kremlin.ru
 
 
 
Согласно опубликованному ЦБ платежному балансу, за последние девять месяцев отток капитала из России составил 49,3 млрд долларов, хотя в ЦБ надеялись, что будет почти в два раза меньше
Фото NEWSru.com

Проанализировав, на что потратили деньги продавцы самых дорогих активов за время президентства Дмитрия Медведева, журнал "Коммерсант Деньги" пришел к выводу, что в российскую экономику вкладывали все это время только Михаил Прохоров и Аркадий Ротенберг. Первый поверил даже в инновации, второй вкладывался по старинке, но с размахом. Другие бизнесмены инвестировать в Россию не рисковали.

Издание совместно с проектом Mergers.ru составило рейтинг крупнейших за время медведевского президентства сделок M&A, где активы продавались физическими лицами, и выяснило, куда потом были вложены деньги, и откликнулись ли бизнесмены на медведевский призыв к инновациям и модернизации.

Олигархов, поверивших в инновации, оказалось всего двое

Лишь у двух участников рейтинга удалось обнаружить реальные проекты в обозначенной президентом сфере, - у недавно выведенных из состава комиссии по модернизации Михаила Прохорова и Леонида Реймана.

Прохоров, пожалуй, единственный предприниматель, чей интерес и к модернизации, и к инновациям не только заметен, но и осязаем. Получив в апреле 2008 года 15,7 млрд долларов за блокпакет "Норильского никеля", Прохоров действительно начал их безудержно и изобретательно тратить.

Довольно объемная по меркам этой отрасли работа ведется в принадлежащих ему энергетических компаниях. Есть у Прохорова также осмеянный, но реальный проект "Е-мобиля" и созданная вместе с "Роснано" компания "Оптоган", которая выпускает светодиодные лампочки - пока слишком дорогие для российского рынка, но очень перспективные. Помимо того существует Фонд Прохорова, который без шуток поддерживает науку и образование.

Инновационная деятельность другого участника рейтинга также на слуху. Леонид Рейман, которому аналитики единогласно приписывают продажу контрольного пакета "Телекоминвеста" в мае 2008 года за 1,2 млрд долларов, часто фигурирует в новостях, связанных с перспективными стартапами в области IT и телекоммуникаций. Он владеет долями в НПО "Ангстрем" (занимается внедрением наукоемких технологий) и венчурном фонде NGI.

Этот фонд (объем примерно $40 млн) в прошлом году стал совладельцем французского разработчика дистрибутива Linux Mandriva, а также разработчика СПО ООО "ПингВин Софтвер" (PingWin Software). В мае этого года Рейман при участии ряда инвесторов создал еще фонд Alternative Capital Investments для инвестиций в инновационные проекты в том числе в области медиа, телекоммуникаций и IT-услуг.

Друзья Путина демонстрируют инвестиционную активность

Большинство миллиардеров распорядилось деньгами, вкладываясь в традиционные отрасли экономики. Таким образом поступили бывшие владельцы WBD Гаврил Юшваев и Давид Якобашвили: из молочных баронов превратились в угольщиков. На паритетных началах они приобрели компанию "Промуглесбыт", которая строит крупнейшую в Кузбассе шахту.

Братья Саркисовы, продавшие в конце прошлого года 36,7% страховой компании "РЕСО-Гарантия" за 810 млн долларов, создают монопродуктовый банк, специализирующийся на ипотечном кредитовании, мечтая через пять лет занять не менее 10% российского рынка ипотеки.

В девелоперский бизнес пошли Михаил Гуцериев и бывший акционер Новороссийского морского порта Александр Пономаренко. Структуры Михаила Гуцериева вели реконструкцию гостиницы "Ленинградская", он также владеет 70% ЗАО "Моспромстрой", Петровским и Смоленским пассажами. Но большую часть трат наблюдатели связывают с действиями племянника Гуцериева, главы БИН-банка Микаила Шишханова: не так давно он приобрел у структур Елены Батуриной компанию "Интеко".

Самый знаменитый из продавцов Новороссийского морского порта Аркадий Ротенберг продемонстрировал очень высокую инвестиционную активность, купив у "Газпрома" сервисную компанию "Бургаз" за 4,05 млрд руб., четыре месяца спустя - предприятие "Минудобрения", находящееся в городе Россошь Воронежской области. В августе 2011 года французская компания Vinci в партнерстве со структурами Аркадия Ротенберга собралась строить в Москве метро и паркинги, поскольку они уже делают скоростную платную автодорогу Москва-Санкт-Петербург; стоимость проекта - 66 млрд руб. Братья Аркадий и Борис Ротенберги оказались также владельцами Таганского мясоперерабатывающего комбината - пакетом в 73,66% владеет принадлежащий им банк "Северный морской путь".

"Одних лишь призывов президента оказалось недостаточно, и крупный бизнес не интересуется сферой инноваций, - констатирует президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова. - Реально со стороны крупного бизнеса мы наблюдаем команды, созданные Прохоровым, Сбербанком, и, пожалуй, все. Большинство других представителей крупного бизнеса из тех, кто даже интересовался темой, в последнее время все проекты в сфере инноваций свернули".

Российского инвестора мало что привлекает в России. Согласно опубликованному ЦБ платежному балансу, за последние девять месяцев отток капитала из России составил 49,3 млрд долларов, хотя в ЦБ надеялись, что будет почти в два раза меньше. В целом из страны за два последних года утекло 82,9 млрд.