Шестеро сотрудников израильского банка Hapoalim посажены под домашний арест
AFP

Предсказать, чем завершится расследование предполагаемых махинаций в крупнейшем израильском банке Hapoalim, сейчас невозможно. Однако Израилю стоит надеяться, что результатом расследование станет разоблачение отдельных, изолированных махинаций, в противном случае ущерб репутации страны будет колоссальным, пишет газета Haaretz в редакционном комментарии, перевод которого публикует Inopressa.

Это может показаться странным, но от клейма "прачечной" Израиль избавился совсем недавно. Лишь в июне 2003 года, после принятия закона о запрете отмывания денег и создания специальной службы для борьбы с отмыванием денег FATF исключила страну из своего "черного списка". В сентябре того же года был отменен контроль над Израилем в сфере отмывания денег. "Тот факт, что Израиль находился в этом черном списке наряду со странами с сомнительной репутацией, был позором для государства, и исключение Израиля из этого списка резко повысило его положение на международных рынках и в рейтингах международных агентств", - отмечает Haaretz.

Новый скандал может поколебать общественное мнение. Активное полицейское расследование в отношении банка Hapoalim в последние дни, включая подозрения о том, что через одно из его отделений отмывались сотни миллионов долларов, бросает тень на Израиль в столь деликатной сфере. Ведь банк Hapoalim - это крупнейший в стране банк.

Ранее совладелец главного акционера ЮКОСа, Menatep Group, Леонид Невзлин предположил, что в краткосрочной перспективе дело банка Hapoalim способно нанести существенный ущерб финансовой системе Израиля. "Часть, и немаленькая часть клиентов - неизраильтян или израильтян-нерезидентов (не граждан страны) выведет свои средства из банка Hapoalim и других израильских банков после того, когда у них будет такая юридическая и техническая возможность, т.е. после разблокировки этих средств", - заявил Леонид Невзлин в эфире ежедневной программы "Один на один" телеканала RTVi в четверг, 10 марта.

Теперь следствие должно ответить на вопросы и подозрения, что банк могли использовать для отмывания денег сомнительного происхождения, плодов преступных действий или правительственной коррупции. "Было бы лучше, однако, если бы после расследования оказалось, что были совершены лишь изолированные, частичные нарушения закона и что высокопоставленные представители банка в них не были задействованы", - полагает Haaretz. Насколько известно, руководство банка сотрудничает со следствием, исход которого до сих пор невозможно предсказать. Тем не менее размер сумм, фигурирующих в деле, и подозрения, что сотрудники банка сотрудничали с теми, кто отмывал деньги, - например, составляли фальшивые доклады и подделывали документы - очень тревожны. Поэтому требуется, чтобы все официальные агентства, участвующие в расследовании, относились к нему со всей серьезностью.

Шестеро сотрудников израильского банка Hapoalim посажены под домашний арест

Шесть сотрудников банка Hapoalim, задержанных полицией в ходе расследования скандала о возможной причастности банка к отмыванию денег, были освобождены под залог. Магистратский суд Петах-Тиквы одобрил заключение договоренности между подозреваемыми и следователями полиции, которая позволила ограничиться домашним арестом на срок до 8 дней.

В ответ сотрудники банка дали согласие не вступать в контакты ни с кем другим, причастным к скандалу, и не входить в отделение банка Yarkon в Тель-Авиве в течение следующих 30 дней, сообщает газета Haaretz, статью которой публикует Inopressa.

По данным газеты, в последнее время следствие сосредоточило усилия на анализе собранной в последнее время информации. Следователи сверили тысячи документов, изъятых полицией в отделении Yarkon и в административных помещениях Hapoalim. Они также изучают показания подозреваемых. Вчера источники в полиции подчеркнули, что отдел справляется с темпом работы, нормы которого сам для себя установил.

Накануне после допроса в полиции под домашний арест сроком на пять дней был посажен замглавы Hapoalim Барри Бен Зэев. Бен Зэева подозревают в том, что он располагал информацией о необычной деятельности в отделении Hayarkon и не обнародовал ее. Одного из руководителей Hapoalim и председателя отдела взаимных фондов Якова Розена допрашивали вчера на протяжении нескольких часов, после чего он также заключил соглашение о домашнем аресте.

Накануне по подозрению в отмывании денег был арестован третий клиент отделения Hayarkon банка Hapoalim. Два других клиента были арестованы ранее, но затем освобождены и сейчас находятся под домашним арестом.

Предполагается, что на следующей неделе полиция возобновит допросы. Не исключается вероятность вызова на допрос других сотрудников банка, которых подозревают в том, что они знали о схеме отмывания денег, но не обнародовали эту информацию и ничего не предприняли, чтобы предотвратить эту деятельность.

Израиль еще не подал запросы в иностранные правоохранительные органы на проведение судебных расследований с целью содействия израильскому следствию. Такие запросы будут направлены только после завершения сбора показаний 45 клиентов банка, счета которых могут быть задействованы в отмывании денег.

Глава United Mizrahi: израильские банки очень хорошо защищены от отмывания денег

Несмотря на скандал вокруг банка Hapoalim в связи с подозрениями в отмывании денег, израильские банки на самом деле очень хорошо защищены от подобной мошеннической деятельности, заявил в интервью газете The Jerusalem Post президент банка United Mizrahi Яаков Пери.

"Центральный банк Израиля принимает очень строгие меры, проверяет и проводит ревизию в отношении счетов и оформления документов, - сказал Пери. - Отмывание денег – это важный вопрос в последние два-три года в нашей банковской системе, и банк Mizrahi принимает любые меры, чтобы проверять все, что только возможно. На данный момент я не думаю, чтобы у нас отмывались какие то деньги".

"Война с отмыванием денег - это общемировой феномен, главным образом из-за стремления США проверять деньги, чтобы удостовериться, что они не идут на финансирование террористов", - сказал Пери.

"Я не думаю, что израильская банковская система совершенна в отношении проверки финансовых потоков, но у нас есть наши правила и средства проверять то, что можно проверить", - сказал он.