Решение российского правительства поделиться нефтяными доходами бюджета с пенсионерами и агрессивно повышать пенсии в 2007-2010 годах привело к резкому росту дефицита ПФР, который в настоящее время превышает 3% ВВП.
Из-за внушительного дефицита Пенсионного фонда и неблагоприятной демографии пенсионная реформа приобрела особую важность для правительства. В результате предпринятых властью маневров могут быть национализированы пенсионные накопления граждан, а страна вновь вернется к распределительной системе, как это было в других странах.
Такого сценария развития событий на пенсионном фронте не исключают аналитики "Альфа-банка". Результаты их исследования приводит "Финмаркет".
Первые признаки предстоящих изменений в пенсионной системе появились уже в прошлом году, когда было предложено сократить ставку отчислений в накопительную часть пенсий с 6% до 2-4% с целью повышения ставки в распределительную часть с 16% до 18-20%.
Однако этого оказалось недостаточно, и в середине 2013 года правительство решило, что участие в накопительной системе, которое изначально было обязательным, с 2014 года станет добровольным.
Более того, у всех, включая сделавших выбор в пользу накопительной системы, новые отчисления будут заморожены на ближайшие два года (2014-2015) и направлены на финансирование дефицита распределительной системы (Пенсионного фонда России).
"Заморозка" накопительной части ставит под вопрос будущее накопительной пенсионной системы, действующей в России с 2002 года указывают аналитики Альфа-банка. По их мнению, это может привести к национализации накопленных сбережений (как это было в Венгрии).
Более того, опыт Венгрии показывает, что в качестве следующего шага население может быть поставлено перед жестким выбором между распределительной и накопительной системой.
Решение заморозить накопительную часть пенсий в 2014-2015 годах даст ПФР России примерно 0,7% ВВП дополнительных ресурсов в год, а этого недостаточно для покрытия его дефицита, который составляет 3,0-3,5% ВВП.
Наконец, одна из главных целей создания накопительной пенсионной системы в 2002 году - создание внутренних источников длинных денег для развития финансового рынка - видимо не входит в список приоритетов правительства.
Кроме того, в ближайшие 10-15 лет на пенсионную систему будут оказывать давление последствия снижения рождаемости в 1990-е годы: экономически активное население сократится, а количество пенсионеров в среднем будет расти на 1 млн человек каждые три года.
При прочих равных условиях это будет провоцировать дальнейшее расширение дефицита ПФР.
Правительство не может повысить пенсионный возраст из-за низкой продолжительности жизни. В отличие от других стран в России возможности повысить пенсионный возраст очень ограничены. Хотя в России он составляет 60 лет для мужчин и 55 для женщин, что ниже 65-67 лет в странах-аналогах, это оправдано тем, что средняя продолжительность жизни в России составляет 69 лет, а не 75, как в этих странах.
Вероятная трансформация пенсионной системы в пользу распределительной будет иметь негативные последствия, предупреждают аналитики. Она затронет примерно 45 млн служащих, за которых их работодатели отчисляют в обязательном порядке 6% фонда оплаты труда.
Сегодня их персональные пенсионные накопления, созданные за счет перечислений работодателей, составляют 2,6 трлн рублей, т. е. 5% ВВП. В случае отсутствия пенсионной реформы дефицит ПФР, по прогнозам "Альфа-банка", расширится с 3,2% ВВП в 2013 году до 3,5% в 2016 году.