Сергей Степашин, последовательный сторонник введения государственной монополии на оборот этилового спирта, в интервью "Финансовым известиям" заявил, что в России с 2005 года производство этилового спирта снижалось, а реализация водки в розницу росла.
Проверка соответствующей документации в ФНС обнаружила несоответствие между объемом отгрузки спирта и объемом производства алкоголя. "Происходит неполное декларирование фактически произведенного спирта. Для нас с вами это означает, что доля нелегальной водки на рынке составляет от 30 до 50%", - утверждает глава Счетной палаты.
По экспертным оценкам, это 70 млрд рублей, которые идут "жуликам". Степашин считает эти деньги также возможным источником подпитки террористов: "перекрытие нелегальных каналов алкогольной продукции - это еще и вопрос национальной безопасности".
Госмонополия на спирт, по его убеждению, приведет к увеличению доходов бюджета, выбьет из спиртопроизводства криминал, блокирует поступление на рынок "левой" водки, чья стоимость - 40-60 рублей за бутылку. "И, наконец, в результате государственного контроля над производством спирта люди по крайней мере перестанут травиться суррогатами", - убежден Степашин.
ЕГАИС, как средство борьбы с контрафактом фактически провалилась, теневой рынок продолжает функционировать, а контрафактная продукция - поступать в продажу.
В истекшем году спирта произвели 53,6 млн дал, а в предшествовавшем, 2007-м - 60,9 млн дал, тогда как к концу того года число спиртопроизводящих организаций выросло на 10 с лишним процентов, подсчитал глава Счетной палаты.
Он предлагает создать специальную госкорпорацию, которая бы обеспечивала распределение всего объема произведенного этилового спирта. В этом случае плательщиками акциза будут производители спирта. А акциз будет включать полную сумму, которую ранее уплачивали производители спирта и ликеро-водочных изделий. Выпуск легальной продукции возрастет, уверен Степашин.