Американский еженедельник Forbes попытался разобраться в том, кого из российских олигархов может постигнуть участь Михаила Ходорковского
Архив NEWSru.com
 
 
 
Экс-главу ЮКОСа посадили в тюрьму два года назад по обвинению в мошенничестве и воровстве, в то время как его нефтяная компания была расчленена и продана людям, пользующимся поддержкой властей
Архив NEWSru.com
 
 
 
Эксперты полагают, что если Кремль не успокоит олигархов, многие могут покинуть страну, пока у них еще будет такая возможность. Другие попытаются найти гармонию между их личными интересами и приоритетами Кремля в экономической и социальной сфере
Архив NEWSru.com

Американский еженедельник Forbes попытался разобраться в том, кого из российских олигархов может постигнуть участь Михаила Ходорковского. Экс-главу ЮКОСа посадили в тюрьму два года назад по обвинению в мошенничестве и воровстве, в то время как его нефтяная компания была расчленена и продана людям, пользующимся поддержкой властей.

"Никто из этих олигархов не застрахован от политического риска, так как они контролируют большую часть российской экономики и ее привлекательных активов (нефть, газ, добыча полезных ископаемых, металлургия, тяжелая промышленность)", - говорит Чарльз Хекер из лондонской фирмы Control Risk Group, которая дает консультации в сфере деловых рисков.

Эксперты полагают, что, если Кремль не успокоит олигархов, многие могут покинуть страну, пока у них еще будет такая возможность. Другие попытаются найти гармонию между их личными интересами и приоритетами Кремля в экономической и социальной сфере, заявил Forbes Николас Гвоздев, редактор американского журнала The National Interest.

По мнению Forbes, в группе риска находятся Виктор Вексельберг и Михаил Фридман, Владимир Потанин, Андрей Мельниченко, Олег Дерипаска и, конечно, богатейший гражданин России Роман Абрамович. (Перевод статьи на сайте Inopressa.Ru.)

Виктор Вексельберг (партнер - Михаил Фридман)

Его крупнейшему холдингу, нефтяной компании ТНК-BP, были предъявлены налоговые претензии в размере 1 млрд долларов, и это вынудило исполнительного директора BP, лорда Брауна, приехать в Россию для встречи с Путиным. Ситуация остается неопределенной. Другой крупный холдинг Вексельберга, алюминиевая компания СУАЛ, пытается провести реорганизацию таким образом, чтобы угодить Путину. Вексельберг публично выражает поддержку России. Forbes напоминает, что он приобрел коллекцию яиц Фаберже и устраивает выставки этой коллекции в разных регионах страны. В то же время в декабре он получил вид на жительство в Швейцарии.

Владимир Потанин (партнер - Михаил Прохоров)

Его холдинговая компания "Интеррос" имеет интересы в различных сферах - страховании, средствах массовой информации, сельском хозяйстве и инжиниринге. Потанин ушел из нефтяного бизнеса, когда нефтяную отрасль стали сопровождать политические потрясения. Недавно российское правительство не разрешило Потанину провести сделку с Siemens - продать немецкой компании холдинг "Силовые машины". Это может стать для Потанина хорошим поводом для торга - он может отдать правительству "Силовые машины" и одновременно усилить позиции своего холдинга в других сферах.

Андрей Мельниченко (партнер - Сергей Попов)

Его империя включает в себя предприятия химической промышленности, угольные шахты, металлургические заводы и 10% акций российской энергетической монополии РАО "ЕЭС России". В 2002-2003 годах Мельниченко лишили его активов в предприятиях атомной промышленности. Сообщается, что теперь Мельниченко проводит в России лишь несколько дней в году. Его угольные шахты являются главными поставщиками топлива для РАО "ЕЭС России", которое контролирует Анатолий Чубайс, имеющий свои планы в отношении энергетического сектора.

Роман Абрамович

Основа его состояния, компания "Сибнефть", может оказаться беззащитной перед планами правительства по созданию консолидированной государственной нефтяной компании из остатков ЮКОСа. После того как срок пребывания Абрамовича на посту губернатора Чукотки завершится в декабре 2005 года, Абрамович может сказать России "до свидания" и сосредоточиться на своем футбольном клубе "Челси".

Олег Дерипаска

Он контролирует холдинг "Русский алюминий", который является крупнейшим производителем алюминия в стране, и владеет заводами по производству автомобилей и самолетов, и все эти активы находятся в кремлевском списке стратегических отраслей экономики. Дерипаске помогает то, что он женат на дочери зятя Ельцина. Forbes напоминает, что семье Ельцина был обещан иммунитет, когда Путин пришел к власти.

Бизнес ждет финала кампании против Ходорковского

16 мая московский суд вынесет свой приговор по делу Ходорковского. Тем самым будет поставлена точка в спорах о том, будет ли Ходорковский признан виновным или нет и, в случае обвинительного приговора, сколько лет тюремного заключения ожидает основателя ЮКОСа - десять или меньше.

Многие бизнесмены наблюдают за продолжающимся расчленением компании ЮКОС. Действия в отношении этой компании стали примером для всех враждебных захватов предприятий путинской эпохи. По ЮКОСу были нанесены сокрушительные удары - компании были предъявлены налоговые претензии в размере 28 млрд долларов, а высшие руководители ЮКОСа были заключены в тюрьму.

Бизнес ждет финала именно этого процесса, однако, как отмечает американский еженедельник Newsweek, дело Ходорковского - лишь один из многих печальных примеров. "Российские правители продолжают утверждать, что плохие времена "Дикого Запада" в России прошли. Но как в таком случае объяснить убийства бизнесменов, которые происходят регулярно? Как истолковать преследование предпринимателей, мелких и крупных, налоговыми органами и жуликами-бюрократами, которые стремятся наполнить свои карманы? Как объяснить эпидемию коррупции, с которой при ведении бизнеса в России приходится постоянно сталкиваться?" - задается вопросом издание.

Владимир Путин хорошо знает эти проблемы. "Всем, кто открывает новое дело, регистрирует новое предприятие, всем им нужно давать медали за личное мужество", – заявил Путин в марте и пообещал, что правительство в короткий срок изменит ситуацию. Но изменений к лучшему не произошло. Означает ли это, что российский президент говорит одно, а делает другое? Или, может, что еще хуже, сам Путин может сделать очень немногое, так как он утратил контроль над теми чиновниками, которых он натравил на ЮКОС?

Если обратиться к данным статистики, то можно увидеть, что только в Москве в 2004 году были незаконно захвачены 177 предприятий - силовыми методами или с помощью махинаций в судах. Эти данные сообщил отдел экономической безопасности правительства Москвы. Это очень большое количество, учитывая тот факт, что частное предпринимательство в России пребывает еще в младенческом возрасте. А есть ли у Путина представление о России как о современной стране с развитой экономикой, главной движущей силой которой является средний класс бизнесменов? Забудьте об этом.