По данным Комитета по статистике Казахстана, в 2014 году страна собрала 17,2 млн т зерна, в том числе 13 млн т пшеницы, но Национальная палата предпринимателей отмечала ее плохое качество
Reuters

Казахстан впервые стал нетто-импортером российского зерна, рассказали "Ведомости". Причина - плохой урожай: по данным Комитета по статистике Казахстана, в 2014 году страна собрала 17,2 млн т зерна, в том числе 13 млн т пшеницы, но Национальная палата предпринимателей отмечала ее плохое качество.

Также помогла девальвация рубля: подешевевшие российские товары стали более привлекательны для покупателей из соседних стран. На 1 февраля рубль подешевел к доллару более чем в два раза, тогда как стоимость казахского тенге к доллару почти не изменилась.

По подсчетам "Русагротранса", в июле - январе сезона 2014-2015 годов Казахстан импортировал почти 500 тысяч тонн российского зерна. Определить точное количество вывезенного в Казахстан зерна невозможно, Россия и Казахстан входят в Единое экономическое пространство и не имеют таможенных границ. Но как говорит замдиректора департамента стратегического маркетинга "Русагротранса" Игорь Павенский, в прошлые годы зерно из России в Казахстан практически не вывозилось.

На 4 февраля Россия экспортировала 23,5 млн т зерновых, прогноз по итогам всего сезона - 28-30 млн т. Крупнейшим покупателем российского зерна остается Турция: 3,1 млн т российской пшеницы, или 19% от общего объема экспорта этой культуры.

С 1 февраля Россия ввела экспортную пошлину на пшеницу - 15% плюс 7,5 евро, но не менее 35 евро за тонну. Она действует до конца сезона. Из-за этого замедлился экспорт зерна через черноморские порты.

На Казахстан экспортные пошлины не распространяются, по итогам сезона страна может закупить 700-800 тысяч тонн российского зерна и войти в десятку крупнейших импортеров российского зерна в сезоне 2014-15 годов.

Зерно в Казахстан поступает из сибирских, уральских и приволжских регионов, что подстегивает рост стоимость зерновых на российском внутреннем рынке из-за низкого урожая в Сибири, говорит Павенский.