В четверг пресс-конференции в Стокгольме председатель совета директоров BP Питер Сазерленд выразил огорчение бездействием российского премьер-министра, в связи с тем, что Владимир Путин не препятствует "олигархам" применять силовые тактики в ходе их попыток взять ТНК-BP под свой полный контроль, пишет The Guardian .
"Это просто возвращение к корпоративному рейдерству, которое преобладало в России в 1990-е годы. Премьер-министр Путин называл эту тактику рудиментом 1990-х, но, к сожалению, наши партнеры продолжают ее применять", – отметил Сазерленд. "Лидеры страны, кажется, не хотят или не могут вмешаться и остановить их. Это плохо для нас, плохо для компании и, разумеется, очень плохо для России", – добавил он.
Он отметил и роль в этом деле главы России: "Судьба ТНК-BP станет для президента Дмитрия Медведева одной из первых проверок на способность претворить его концепцию [возрождения уважения к правовому государству] в жизнь, – сказал Сазерленд. – За этим также наблюдает значительная часть мира".
Эти высказывания Сазерленда без обиняков свидетельствуют, насколько он встревожен схваткой за ТНК-BP, предприятие, которым в равных долях владеют BP и группа российских акционеров "Альфа-Access-Ренова" (AAR). Перспектива тяжбы с этой группой в российских судах за контроль над ключевой дочерней структурой ТНК-BP не пророчит BP ничего хорошего, пишет Financial Times. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Хотя напряженность на этой неделе нарастала, появились также признаки, позволяющие судить о схеме возможного разрешения конфликта, считает Financial Times, ознакомившись с электронными письмами, которыми обменялись в текущем месяце AAR и BP. Из них явствует, что российские акционеры предложили предоставить им возможность обмена их доли в ТНК-BP на акции BP.
На BP подобная сделка возложила бы колоссальные обязательства. Если исходить из того, что рыночная стоимость половины ТНК-BP, принадлежащей AAR, составляет примерно 25 млрд долларов, российские акционеры получили бы после заключения сделки около 10% акций BP.
Однако председатель совета директоров "Альфа-груп" Михаил Фридман, заявил газете, что не хочет приобретать акции BP, а для BP подобный выход все равно является наилучшим вариантом, считает Financial Times. Партнерство с государственными компаниями в странах, богатых природными ресурсами, является повсеместной моделью в нефтегазовой промышленности и в целом отвечает интересам обоих партнеров: обе стороны хотят максимально повысить долговременную ценность ресурсов.
Проблема, как дал понять Сазерленд, посетовав, что российские лидеры "не хотят или не могут" помочь BP, состоит в том, что до настоящего момента не удается убедить российские власти согласиться на такую сделку.
Одной из причин, возможно, является смена руководства России. Российские эксперты по данной отрасли говорят, что новая администрация под руководством Медведева пока не пришла к общему мнению о том, как следует обходиться с ТНК-BP. Как российские , так и топ-менеджеры BP, по-видимому, уверены, что Кремль твердо планирует продолжать свою политику "сырьевого национализма" и рано или поздно сделает предложение о приобретении контрольного пакета ТНК-BP.
На момент своего учреждения – в 2003 году – ТНК-BP являла собой самую крупную инвестицию иностранцев в России. Для BP это предприятие жизненно важно, так как на него приходится четверть от всех объемов продукции компании в мире и 20% месторождений. Обращение с BP воспринимается как индикатор отношения Кремля к иностранным инвесторам, так как ранее имела место фактическая конфискация активов Shell на Сахалине после долгого периода дестабилизации, полагает The Guardian. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)