Президент Белоруссии Александр Лукашенко заверил правительство своей страны в том, что Россия не будет значительно поднимать цену на газ
Reuters

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заверил правительство своей страны в том, что Россия не будет значительно поднимать цену на газ. Комментируя свою встречу с президентом России Владимиром Путиным, Лукашенко рассказал, как страны планируют строить дальнейшие экономические связи: Получить долю в "Белтрансгазе" Россия сможет только по рыночным ценам, а, если Россия будет препятствовать ввозу белорусских товаров, Минск ответит ограничением транзита, заявил Лукашенко.

Как заявил Лукашенко в понедельник 13 ноября на совещании с членами белорусского правительства, на переговорах в Москве он высказался "против инсинуаций по цене на газ в 200 долларов" и получил заверения российской стороны в том, что такая цена не называлась, передает "Интерфакс".

При этом Белоруссия, по его словам, будет "настоятельно требовать, чтобы условия остались такие, как сегодня", то есть около 47 долларов. "В противном случае, мы не будем в состоянии заплатить такие деньги", - сказал Лукашенко. При этом президент Белоруссии сообщил, что они с Путиным не обсуждали точную цену, – это дело бизнеса. Однако Лукашенко абсолютно уверен, что "природный газ в Белоруссию будет поставляться бесперебойно и в необходимых объемах".

Интересно, что требуя сохранения внутрироссийской цены на поставляемый в страну газ, за белорусскую газораспределительную компанию "Белтрансгаз", о желании приобрести которую не раз заявлял "Газпром", белорусский лидер хотел бы получить полную рыночную стоимость и даже более того. "Мы не можем передать "Газпрому" "Белтрансгаз" бесплатно, даже любое количество его акций", - отметил Лукашенко.

По словам президента, проводимая нидерландским банком ABN Amro оценка "явится основанием, определяющей точкой отсчета в переговорах о цене на "Белтрансгаз". При этом Лукашенко, по его словам, сообщил российской стороне, что "чешская газотранспортная система, которая значительно меньше "Белтрансгаза", была продана за 5,5 млрд долларов". "Наш "Белтрансгаз" значительно больше, а это под 10-12, а по некоторым оценкам, под 17 млрд долларов", - добавил президент Белоруссии.

Согласно позиции российской стороны, активы белорусской газотранспортной системы могут быть приняты в зачет поставок газа в 2007 году.

Обсуждался на встрече между главами России и Белоруссии и другой острый вопрос – условия доступа белорусских товаров на российский рынок. В частности Россия подозревает, что Минск не слишком честно пользуется таможенными льготами, предоставленными российским соседом для поставки сахара, изготовленного из сахарной свеклы. Под видом свекловичного Белоруссия зачастую поставляет сахар, изготовленный из закупаемого за рубежом сахарного тростника, на который таможенные льготы не распространяются.

По мнению Лукашенко, проблемы здесь никакой нет. "Россия заподозрила, что мы якобы поставляем тростниковый сахар. Нам нет необходимости поставлять его в Россию, потому что у нас достаточно свекловичного сахара, и российская сторона не возражает в этом плане", - отметил Лукашенко. По мнению белорусского лидера, "дело здесь в другом". "Я сказал (на переговорах в Москве – ред.), что российские производители (сахара – ред.) не в состоянии конкурировать с белорусским производителями, и россияне хотели бы держать цену повыше", - заявил Лукашенко.

Вслед за этим он пригрозил, что в том случае, если ввоз товаров не будет разрешен, Минск может заблокировать минское границу. "Туда-обратно через Белоруссию передвигается 100 млн тонн российских грузов. Это огромный оборот, и мы не хотели бы предпринимать какие-то действия", - сказал президент Лукашенко.

Белорусский президент сообщил, что российская сторона предлагает "ввести квоту на поставки белорусского сахара вне зависимости от того, он тростниковый или свекловичный". Как подчеркнул Лукашенко, Белоруссия в общем объеме российского импорта сахара поставляет 6%-8%. "Вам что, белорусский сахар менее сладкий, чем другой?" - заметил президент Белоруссии. Лукашенко высказался против ограничительных мер в торговле между Белоруссией и Россией, сказав, что "это разрушает наше единое экономическое пространство".