Рабочий визит президента России Владимира Путина в Германию отличался от предшествующих небывалым эмоциональным накалом и критикой в немецких политических кругах, и в конечном итоге это сказалось и на экономике
Reuters
 
 
 
Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель ответила на масштабные предложения президента России о создании энергоальянса двух стран и переориентации в Германию основных ресурсов Штокмановского месторождения
www.oilcapital.ru
 
 
 
По итогам ее переговоров с президентом Франции Жаком Шираком решено, что Германия и Франция создают энергоальянс внутри ЕС без участия третьих стран
Reuters

Рабочий визит президента России Владимира Путина в Германию отличался от предшествующих небывалым эмоциональным накалом и критикой в немецких политических кругах, и в конечном итоге это сказалось и на экономике - хотя поначалу эту часть программы, как казалось, Путин реализует близко к идеалу.

Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель ответила на масштабные предложения президента России о создании энергоальянса двух стран и переориентации в Германию основных ресурсов Штокмановского месторождения. Однако, как выяснилось, Меркель совсем иначе видит перспективы немецкой и европейской энергетики.

- "Газпром" хотел разрабатывать Штокман без европейских партнеров, но для Европы
- История вопроса: вчерашние перспективы Штокмана
- Total: "Газпром" не сможет освоить Штокман самостоятельно
- Инопресса: имя Политковской преследовало Путина по всей Германии
- Хартия преткновения

По итогам ее переговоров с президентом Франции Жаком Шираком решено, что Германия и Франция создают энергоальянс внутри ЕС без участия третьих стран. России же предложено исполнять Энергетическую хартию - документ, который Владимир Путин отвергает как "не отвечающий национальным интересам". Например, именно в рамках Энергетической хартии акционеры ЮКОСа требуют от России возмещения 50 млрд долларов за отчуждение активов.

"Энергетическое партнерство" с Европой должно быть зафиксировано весной 2007 года на энергосаммите ЕС и его партнеров в области энергетики в Берлине, причем новый характер отношений с Россией должен быть зафиксирован в специальном рамочном соглашении, которое придет на смену действующему соглашению о партнерстве и сотрудничестве ЕС-РФ, подписанному в июне 1994 года (вступило в силу в декабре 1997 года сроком на десять лет).

Шансы на то, что Россия и ЕС договорятся в Берлине о создании "энергетической оси", почти отсутствуют, считает "Коммерсант". Как говорится в официальном заявлении франко-германского совета министров, "Россия должна приступить к быстрой и эффективной реализации содержимого Энергетической хартии и прилагаемого к ней Транзитного протокола". Именно на принципах хартии, а также декларации стран G8 по итогам саммита в Санкт-Петербурге две страны ЕС предлагают России основываться, подписывая новый договор.

В то же время "Независимая газета" указывает на иной аспект этих договоренностей: если Меркель хочет договориться с Россией, то лучше делать это сейчас, когда у власти Владимир Путин. "Я люблю Германию и не скрываю этого. Я все хуже и хуже говорю по-немецки. Но я люблю немецкий язык, я люблю немецкую культуру. Я считаю, что это огромная часть мировой цивилизации", - говорит президент России. НГ указывает: "В Берлине, несомненно, понимают, что следующий хозяин Кремля совсем не обязательно будет испытывать "прогерманские" эмоции, и еще есть достаточно благоприятного времени, чтобы, как выразилась Ангела Меркель в Дрездене, "глубоко укоренить российско-германские отношения".

Хартия преткновения

Президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что положения Энергетической хартии экономически невыгодны для России и ратификации этого документа, принятого РФ в 1994 году, не предполагается. Напротив, 23 сентября на трехсторонней встрече Владимира Путина, Жака Ширака и Ангелы Меркель во французском Компьене российский президент подтвердил, что Россия не подпишет документы Энергетической хартии и Транзитного протокола к ней, если в текст документа не будут внесены изменения, делающие хартию выгодной России.

В заявлении совета министров Франции и Германии об изменениях не сказано ни слова, мало того, упомянут и Транзитный протокол - главный камень преткновения между РФ и ЕС в вопросах хартии. Напомним, согласно принципам протокола, Россия должна представить трубопроводы для свободного транзита газа из Средней Азии в ЕС, в то время как европейские трубопроводы не попадают под действие транзитного протокола.

Фактически федеральный канцлер Ангела Меркель вчера дала отрицательный ответ Владимиру Путину, который накануне предложил Германии одну из самых выгодных сделок в истории - переориентацию на Германию экспорта Штокмановского месторождения, считает "Коммерсант".

Total: "Газпром" не сможет освоить Штокман самостоятельно

Французская Total в первом подробном комментарии со стороны зарубежных компаний, отстраненных волевым решением "Газпрома" от освоения Штокмановского месторождения, заявила, что российский концерн самостоятельно освоить его просто не сможет. На встрече с российскими журналистами старший вице-президент Total по континентальной Европе и Азии Менно Грувель описал сложности, с которыми столкнется российский концерн.

Грувель заявил, что компания не согласна на подрядные работы по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения и хочет иметь доступ к его запасам. "Мы не сервисная компания, - подчеркнул господин Грувель. - Наша задача иметь доступ к добыче и вознаграждение".

Total помогала "Газпрому" осваивать месторождение Южный Парс в Иране, напоминает "Коммерсант". В рамках этого проекта уже опробовалась схема, по которой иностранные партнеры не были недропользователями. Власти Ирана привлекли к сотрудничеству международные консорциумы, которые создали всю необходимую инфраструктуру добычи, но экспорт газа оставили в монопольном ведении национальной компании. "Газпром" в итоге получает лишь часть вложенных инвестиций с небольшой премией.

В "Газпроме" не исключают, что иранская схема освоения месторождения может быть применена на Штокмане. Однако господин Грувель считает, что разработать Штокман по схеме Южного Парса "Газпрому" не удастся, так как речь идет о проекте "с повышенной сложностью". По мнению топ-менеджера Total, нигде в мире не прокладывался подводный трубопровод на расстоянии 550 км с учетом айсбергов.

Кроме того, рынок подрядных услуг не мобилен. Менно Грувель говорит, что после прошедших в начале 2000 года массовых увольнений число подрядчиков снизилось и они до сих пор не набрали достаточно специалистов. Так, отметил господин Грувель, за последние пять лет не заключено ни одного контракта с подрядными организациями в рамках Южного Парса. "Подрядчики, занимающиеся шельфовой добычей, заняты на других проектах, рынок услуг напряжен из-за их востребованности, обусловленной ростом цен на нефть", - соглашается с французом директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По его расчетам, без западных партнеров затраты у "Газпрома" будут выше на 10-15%.

Впрочем, аналитик "Брокеркредитсервиса" Максим Шеин считает, что в решении о разработке Штокмана в одиночку "экономика стоит не на первом месте" и "Газпром" может изменить свое решение, если столкнется с трудностями.