В понедельник СМИ комментируют новые инициативы ЮКОСа, руководство которого претворяет в жизнь угрозы засудить все компании, причастные к продаже главного добывающего подразделения ЮКОСа "Юганскнефтегаза" государственной компании "Роснефть". На выходных в Хьюстонский суд был подан иск против "Газпрома" и "Газпромнефти", с которых ЮКОС намерен взыскать 20 млрд долларов, а также план реструктуризации компании и погашения долгов в рамках банкротства.
Последнее - особенно примечательно. Как отмечает "Коммерсант", если план будет одобрен, правительству России придется заново доказывать налоговые претензии к ЮКОСу в международных арбитражах. И даже после этого шансы на получение денег с ЮКОСа будут невысокими.
Дело в том, что представленный план реструктуризации предлагает схему расчета с кредиторами компании и делит все финансовые претензии к компании на девять групп. Налоговые претензии предполагается отнести к седьмой очереди - "субординированные претензии" (их удовлетворение производится только после полной выплаты долгов, относящихся к более ранним очередям). Таким образом, если правительству России удастся доказать справедливость налоговых претензий к ЮКОСу в международном арбитраже, оно сможет претендовать на их удовлетворение только впереди акционеров ЮКОСа и его подразделений. То есть погашение кредитов компании и коммерческих долгов ее дочерних структур должно происходить до расчетов с российскими налоговиками.
По данным "Ведомостей", план также предусматривает создание специального траста, который будет вести переговоры с коммерческими кредиторами и акционерами, даже если российское правительство полностью уничтожит ЮКОС.
ЮКОС просит суд рассмотреть план реорганизации на заседании 24 февраля. Компания предлагает, чтобы все кредиторы предъявили ЮКОСу свои претензии до 1 мая. После этого ЮКОС предлагает разделить все претензии на девять групп. Вопрос этот тесно переплетен с реорганизацией ЮКОСа. Компания решила отказаться от холдингового принципа, из-за которого ЮКОС и получил многомиллиардные налоговые претензии. "Сотрудники налоговых органов и прокуратуры просто не понимают, что такое холдинг, консолидированная финансовая отчетность US GAAP и т.д. В итоге, одни и те же налоги нам начислили к уплате несколько раз", - заявил "Коммерсанту" сотрудник ЮКОСа. По его мнению, ни один международный арбитраж, который разбирается в холдингах, не признает правомерность налоговых претензий к ЮКОСу.
Впрочем, для того, чтобы план реструктуризации ЮКОСа был принят, компании необходимо будет доказать правомерность рассмотрения дела о банкротстве именно в американском суде, подчеркивает "Время новостей". "Рубежное" слушание по претензии, поданной Deutsche Bank, пройдет в ночь с 16 на 17 февраля. Именно тогда судья Летиция Кларк должна решить, правомерно ли банкротить российскую нефтяную компанию в суде Хьюстона.
"Слушания в хьюстонском суде на этой неделе будут знаменовать собой критический этап в битве между правительством России и злосчастным нефтяным гигантом ЮКОС", - замечает британская The Times, статью которой публикует Inopressa. В настоящее время находящееся за пределами России правление ЮКОСа во главе со Стивеном Тиди рассматривает суд в США как свой главный инструмент для возврата потерянных активов, предотвращения развала компании или получения компенсации за "экспроприацию" имущества.
Между тем главный акционер ЮКОСа, Group Menatep, ведет подобную битву в Москве, подчеркивает The Wall Street Journal. На прошлой неделе Group Menatep подалa иск о взыскании с российского правительства 28,3 млрд долларов. Menatep также просит вмешательства международных арбитров - согласно существующим в Европе соглашениям, которые защищают права инвесторов (Перевод статьи на сайте Inopressa.Ru).
Еще в конце прошлого года Deutsche Bank подал в Хьюстоне заявление с просьбой прекратить рассмотрение дела. Германский банк является одной из сторон процесса, поскольку возглавлял консорциум западных банков, намеревавшихся предоставить "Газпрому" на покупку "Юганснефтегаза" 10 млрд долларов. Хьюстонский суд запретил выделять средства на эти цели. Deutsche Bank и его коллеги не стали нарушать постановление судьи, однако юристы банка намерены его оспорить, поскольку уверены: дело ЮКОСа не подпадает под юрисдикцию американцев.
Как известно, ЮКОС объяснял свое обращение именно в суд Хьюстона тем, что в этом городе с декабря живет в собственном доме и там же работает финансовый директор российского холдинга Брюс Мизамор. По данным The Wall Street Journal, в четверг адвокаты "Газпромнефти" представили в суд документы, согласно которым г-н Мизамор не может вести бизнес из своего дома в Хьюстоне, так как это запрещено соглашением жильцов микрорайона, которое было подписано еще в 1988 году.
Впрочем, даже если на слушаниях, назначенных на среду и четверг, будет принято решение продолжить дело ЮКОСа, то 22 февраля суд рассмотрит поданное на прошлой неделе ходатайство "Газпромнефти", аналогичное просьбе Deutsche Bank. По словам адвоката "Газпромнефти" Майкла Голдберга, "если ЮКОС сможет продолжать это дело, то иностранные компании смогут в будущем беспрепятственно избегать уплаты налогов и штрафов у себя дома, лишь направив своего сотрудника в Америку". По мнению юриста, фактически ЮКОС, подав иск в США, требует от суда принятия решений, которые бы прямо или косвенно отменяли или объявляли незаконными отдельные действия российского правительства.
Впрочем, и в ЮКОСе не сидят сложа руки. В Вашингтон уже прилетали крупные акционеры ЮКОСа - Михаил Брудно и Владимир Дубов, а 17 февраля председатель правления ЮКОСа Стивен Тиди выступит с докладом в американском сенате.
О своем намерении судиться в международных судах со всяким, кто замешан в покупке "Юганскнефтегаза" "по заниженной цене", ЮКОС объявлял задолго до проведения исторического аукциона 19 декабря. Сам опальный холдинг оценивал свой актив приблизительно в 20 млрд долларов, однако 77% акций предприятия было реализовано за 9,35 млрд. Покупателем стала никому ранее не известная "Байкалфинансгруп", которая через несколько дней после аукциона была приобретена "Роснефтью". Еще одним участником аукциона была "Газпромнефть". Она пошла на торги, несмотря на прямой запрет американского суда, куда ЮКОС в надежде вырвать "Юганскнефтегаз" из рук судебных приставов в середине декабря подал иск о добровольном банкротстве. Впоследствии выяснилось, что на момент проведения аукциона "Газпромнефть" уже не принадлежала "Газпрому". Буквально накануне она в спешном порядке была перепродана неаффилированной структуре. Надолго ли останется "Байкалфинансгрупп" в составе "Роснефти", тоже неизвестно.
Реорганизация
Сегодня в НК ЮКОС существуют три управляющие компании - его 100%-ные "дочки": ЮКОС-М (административные функции), ЮКОС-РМ (нефтепереработка и сбыт) и ЮКОС-ЭП (добыча нефти). НК ЮКОС заключает с ЮКОС-М договор об управлении, а последняя подписывает аналогичные контракты с ЮКОС-РМ и ЮКОС-ЭП.
Но в конце января председатель правления НК ЮКОС и президент ЮКОС-М Стивен Тиди уведомил головную компанию, что ЮКОС-М не будет продлевать с ней контракт, срок которого истекает 3 мая этого года.
В пятницу совет директоров ЮКОСа рассмотрел план новой структуры компании. Тиди предложил ликвидировать управляющие "дочки", а вместо них в НК ЮКОС будет единоличный исполнительный орган - президент. Единственным претендентом на эту должность является Тиди, а в результате реорганизации численность сотрудников московского офиса ЮКОСа может сократиться более чем на 50%. Сейчас там работает около 1300 человек.
Добывающие, перерабатывающие и сбытовые предприятия ЮКОСа, чью деятельность ранее контролировали управляющие компании ЮКОС-РМ и ЮКОС-ЭП, теперь будут работать через Торговый дом ЮКОС. Последний будет закупать нефть у добывающих "дочек" и поставлять ее на переработку и экспорт.
Координировать деятельность "дочек" будет исполнительный комитет, который может взять на себя часть функций нынешнего правления ЮКОСа.
Новая структура должна начать действовать 3 мая.