The Washington Times: у иностранных инвесторов есть множество причин, чтобы не вкладывать деньги в Россию
Архив NEWSru.com

Российская налоговая амнистия, предлагающая гражданам возможность легализовать ранее скрываемые доходы, - это мудрая и щедрая политика. Однако утечка частных капиталов продолжается и за 2005 год, вероятно, достигнет 10 млрд долларов. Доверие инвесторов восстановить не удалось, констатирует The Washington Times. Те вспоминают "дело ЮКОСа" и известную поговорку: обмани меня однажды, и стыдно будет тебе; обмани меня дважды, и стыдно будет мне. Инвесторы - народ недоверчивый и после судебных разбирательств дел, связанных с ЮКОСом, опасаются вкладывать капиталы в Россию, констатирует газета. (Перевод статьи на сайте Inopressa.Ru.)

У них есть основания быть осторожными. После "дела ЮКОСа" Россия продолжает использовать серп и молот налоговых претензий против ряда других компаний. Например, мишенями стали "Вымпелком" и "Мобильные Телесистемы". По мнению The Washington Times, "целью была не их конфискация в стиле ЮКОСа, а блокирование в России и Западной Европе политической активности, которая не нравится администрации Владимира Путина. Шантаж оказался действенным: обе фирмы отказались от политических и телекоммуникационных сделок, вызывавших возражения у правительства".

"По сути, оружие налоговых претензий и аналогичные дубинки действуют, и, возможно, будут использованы еще не раз", - делает вывод газета и вспоминает другую пословицу: "если грабителю не приходится стрелять, это не означает, что пистолетом не пользуются".

В будущем при ослаблении СМИ и политической конкуренции в России будет меньше предупреждений по поводу причудливых политических перемен и почти никакого сопротивления им со стороны Думы. Путинские бюрократы и никем не избранные губернаторы не ограничены в использовании налоговых претензий для запугивания и конфискации тех компаний, которые не удается запугать.

Правительство Путина при наличии огромных ресурсов и отсутствии эффективного контроля со стороны прессы и политиков не имеет либо возможности, либо желания запретить себе использовать инструкции, налоги и другие инструменты в политических целях.

Есть и другая причина для осторожности по поводу России. Главным предметом российского экспорта является нефть. Не будем забывать, что Bottom Line по-прежнему считает, что в 2006/2007 году цена нефти приблизится к 100 долларам. Это стимулирующий фактор для экономики страны.

Однако есть основания усомниться в том, что российские резервы так сильны, как думают многие. Ведущий нефтяной аналитик, работающий для российских финансовых изданий, утверждает, что российские резервы, подобно мексиканским резервам несколько лет назад, иссякают быстрее, чем думали раньше. По его оценке, реальные резервы, даже при цене 75 долларов, на 30% ниже заявленного уровня, а в некоторых компаниях дело обстоит еще хуже.

Отчасти из-за ЮКОСа и нежелания иностранных и внутренних инвесторов вкладывать новые капиталы, российские расходы на добычу растут. Уровень инфляции в этом году, видимо, превысит 10%. Частные фирмы боятся строить новые скважины и трубопроводы из-за политизированного регулирования, а усиление роли государства создает новые рубежи неэффективности, подводит итог The Washington Times.