Накануне премьер-министр Украины Юрий Ехануров предложил правительству России отказаться от услуг швейцарской RosUkrEnergo, поставляющей среднеазиатский газ на Украину
НТВ
 
 
 
По мнению менеджера “Газпрома”, заявление Еханурова абсурдно, и Украина сама никогда не откажется от услуг RosUkrEnergo, пишет сегодня газета "Ведомости"
Архив NEWSru.com
 
 
 
По мнению "Ведомостей", желание отказаться от услуг RosUkrEnergo вызвано исключительно экономическими причинами. Угроза роста цен на туркменский газ до $100 за 1000 куб. м сводит на нет всю экономику RosUkrEnergo
НТВ

Решение туркменского президента Сапармурата Ниязова повысить осенью цены на экспортируемый газ с $65 до $100 за 1000 куб. м грозит свести на нет российско-украинские газовые договоренности. Накануне премьер-министр Украины Юрий Ехануров предложил правительству России отказаться от услуг швейцарской RosUkrEnergo, поставляющей среднеазиатский газ на Украину.

Письмо соответствующего содержания премьер пообещал послать своему российскому коллеге - Михаилу Фрадкову. По словам представителя Белого Дома, в правительстве письма из Киева пока не получали. От комментариев российские чиновники пока также отказываются. А вот, по мнению менеджера “Газпрома”, заявление Еханурова абсурдно, и Украина сама никогда не откажется от услуг RosUkrEnergo, пишет сегодня газета "Ведомости".

Российские аналитики выдвигают разные причины такой неожиданной смены курса. По мнению "Ведомостей", желание отказаться от услуг RosUkrEnergo вызвано исключительно экономическими причинами. Угроза роста цен на туркменский газ до $100 за 1000 куб. м сводит на нет всю экономику RosUkrEnergo. Такой же позиции придерживается и официальный Киев. По словам председателя газового комитета Верховной рады Александра Гудымы, “заявление Еханурова - следствие проблем, возникших у RosUkrEnergo после заявления туркменбаши, ведь RosUkrEnergo может остаться не у дел”.

Обозреватель газеты "Время новостей" придерживается иной точки зрения. По его мнению, дело имеет скорее политический характер. Так украинские власти ответили на заявление президента Владимира Путина, что ему неизвестно, кому принадлежит половина акций RosUkrEnergo (другая половина принадлежит Газпромбанку). Стоило президенту России заявить 7 февраля: "Кого они (украинцы - прим. ред.) завели на эти 50% под вывеской Райффайзенбанка, я не знаю, как и вы", - как на следующий день кабинет министров Украины поручил Минтопэнерго раскрыть реальных совладельцев RosUkrEnergo.

В своем официальном заявлении Виктор Ющенко поручил правительству собрать и предоставить ему полную информацию о деятельности RosUkrEnergo. "Исходя из желания обеспечить прозрачную организацию газовых отношений между Украиной и Россией, будучи преданным принципам справедливой конкуренции и рыночной экономики, поручаю правительству собрать всестороннюю информацию о компании RosUkrEnergo, проверить ее деятельность на украинском рынке и обнародовать всю информацию", - говорится от его имени в сообщении пресс-службы главы государства.

За прошедшую неделю никаких официальных заявлений на эту тему не последовало, не считая неофициальной информации о том, что брат президента Украины Петр Ющенко получил вознаграждение за включение компании в схему поставок среднеазиатского газа на Украину. Но на всякий случай украинские власти решили перестраховаться.

Естественно, официальный Киев постарался исключить всякие подозрения в своей причастности к созданию посреднического офшора. "Не будучи основателем данной структуры и не имея никакого отношения к ее деятельности, Украина как государство вместе с тем не может не реагировать на тот ущерб, который наносит ее деловой репутации конфликт вокруг RosUkrEnergo", - посетовал украинский лидер.

С приближением парламентских выборов на Украине критика руководства страны, "продавшего газовые интересы", нарастает. А толерантность официального Киева к структуре, в которой, по его собственным заявлениям, нет украинского интереса, вызывает все новые подозрения.

Однако, как пишет газета "Коммерсант", за громкими заявлениями о борьбе за экономическую прозрачность, скорее всего, кроются более серьезные экономические ходы. Эти заявления делаются накануне серьезных переговоров, в которых Украина постарается выторговать для себя более приемлемые условия поставок газа на этот год.