Полная амнистия капитала, обещанная президентом Путиным в послании Федеральному собранию, может оказаться профанацией. При исполнении президентского обещания чиновники столкнулись с проблемой: такая амнистия противоречит принципам FATF.
Financial Action Task Force - межправительственная организация, вырабатывающая стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. По ее правилам, амнистия не должна предусматривать даже частичного освобождения от соблюдения законов о противодействии отмыванию и финансированию терроризма, пишут "Ведомости".
В декабре 2014 года Владимир Путин заявил, что готов объявить амнистию капиталов, незаконно покинувших Россию. "Происхождение денег разное, но убежден, что нам нужно окончательно перевернуть офшорную страницу в экономике нашей страны", - сказал Путин.
Отход от этого принципа грозит серьезными последствиями - вплоть до попадания в черный список. Помощник президента Андрей Белоусов заявил изданию, что "конструкция амнистии" пока разрабатывается, ограничения FATF будут учтены, и "попадание в черный список исключено".
По его словам, сейчас определяется перечень статей, по которым не будут возбуждаться дела, и совершенно точно под амнистию не попадут подозрительные капиталы, полученные в результате отмывания преступных доходов или от оборота наркотиков.
Однако FATF следит не только за легализацией - мошенничество, коррупция, экономическая преступность также не должны попасть под амнистию, так что ее придется ограничить только налоговыми и валютными нарушениями.
У чиновников есть пять с половиной месяцев на то, чтобы исполнить поручение и выйти из этого тупика, прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Амнистия стала неожиданностью, признается теперь один из чиновников: она появилась в тексте послания за три дня до речи.
Президент хотел заслужить доверие, но его слова "вас не спросят об источниках получения" точно противоречат рекомендациям FATF - происхождение денег и благосостояния клиентов, особенно крупных, всегда должно быть известно, подчеркивает эксперт Дмитрий Чистов.
В 2014 году в черном списке FATF было шесть стран: Иран, КНДР, Алжир, Эквадор, Индонезия, Мьянма. Россия исключена из него в июне 2002 года.
Напомним, впервые это предложение от Путина прозвучало еще в 2002 году. Тогда он предупредил, что западные сообщества "будут ужесточать использование средств в офшорных зонах в связи" с ужесточением борьбы против терроризма.
"Вы замучаетесь пыль глотать, бегая по судам и размораживая свои средства", - обратился Путин к бизнесменам. В качестве альтернативного варианта он предлагал "вместе с правительством подумать, как вернуть эти средства на родину. Иначе говоря - подумать над созданием хороших условий для инвестиций".
Год спустя в США Путин назвал амнистию капиталов правильной идеей, но не был уверен, что ее можно реализовать "абсолютно корректно юридически и политически, чтобы общество согласилось с таким решением".
В 2005 году в шестом послании Путин вновь вернулся к этой теме: "Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные в предыдущие годы. Эти деньги должны работать.. в нашей стране, а не болтаться в офшорных зонах".
"Репатриантам" было поставлено всего два условия: возвращенные капиталы должны быть внесены на счета в российские банки, и с этих сумм должен быть уплачен 13%-ный подоходный налог.
Отток капитала из страны по серым и черным схемам - хроническая болезнь постсоветской России. По оценке МЭР, чистый отток капитала из России только в 2015 году может быть в пределах 60-80 млрд долларов.
Ранее большой бизнес не смог отстоять послабления в закон о контролируемых иностранных компаниях - основной документ в борьбе с офшорами. Цель закона - заставить российские компании платить налоги в России с нераспределенной прибыли их иностранных структур.