Генпрокуратура дала силовикам указание не руководствоваться пунктом Налогового кодекса РФ, разрешающим уголовное преследование налоговых уклонистов только после вступившего в силу решения налоговой инспекции.
Такое послабление для бизнеса было введено федеральным законом с начала этого года и стало продолжением проводимой властями либерализации уголовного законодательства, напоминает РБК daily. Прокурорская позиция может привести к тому, что следователи, как и раньше, основываясь только на своих подозрениях, продолжат "кошмарить" бизнес.
Из письма замгенпрокурора РФ Виктора Гриня, адресованного прокурорам субъектов Федерации, которое приводит газета, следует, что "в ряде субъектов РФ по требованию суда и прокуратуры уголовное преследование лиц за совершение преступлений, предусмотренных ст. 198-199.1 УК РФ, осуществляется лишь при наличии вступившего в законную силу решения налогового органа". Решение о возбуждении уголовных дел данной категории, принятых на основании только материалов доследственной проверки, признается необоснованным.
Генпрокуратура считает такую позицию спорной. Сложившаяся в 2010 году практика возбуждения налоговых уголовных дел необоснованно ограничивает полномочия сотрудников ОВД и не способствует выявлению и раскрытию указанных преступлений, считают в Генпрокуратуре.
Правом выявлять факты уклонения от уплаты налогов и сборов оперативные подразделения наделяет закон "Об оперативно-разыскной деятельности". Законодательство о налогах и сборах, по версии замгенпрокурора, регулирует "лишь властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также по привлечению к ответственности за налоговые правонарушения". Налоговые правонарушения и ответственность за них закреплены в 6-м разделе НК РФ, где упоминания об уголовной ответственности нет, отмечает Гринь.
Внесенные же с нового года изменения, по версии Генпрокуратуры, направлены лишь на "либерализацию ответственности за налоговые правонарушения и преступления". И выражается это исключительно в возможности возмещения бюджету причиненного ущерба.
Источник РБК daily в Следственном комитете при МВД рад письму: "Получалось, что к нам поступала оперативная информация о совершении налогового преступления, а мы вынуждены были лишь сообщать о ней налоговикам".
"С формальной точки зрения Генпрокуратура права, - замечает партнер "Юков, Хренов и партнеры" Александр Иванов. - Внесение изменений в НК РФ не влияет на содержание норм уголовно-процессуального законодательства. Однако прокурорская позиция вряд ли вызвана лишь заботой о верховенстве права. Скорее силовики хотят успеть "покошмарить" бизнес, пока поезд не ушел".
Все это грозит привести к тому, что бизнесмены, как и раньше, всеми способами будут пытаться избежать уголовного преследования и, следовательно, уговаривать сотрудников правоохранительных органов разойтись полюбовно.