Новость о том, что Московская городская прокуратура возбудила уголовное дело о растратах в алмазном монополисте "Алроса", стала самой громкой сенсацией прошедших выходных. Официальной информации о подозрениях прокуратуры нет, и потому СМИ пестрят предположениями о том, чем же обернется скандал. "Коммерсант" полагает, что дело коснется руководства "Алросы", включая топ-менеджеров, а "Время новостей" - что следствие займется контрагентами.
Напомним, дело возбуждено по ч. 4 ст. 160 УК РФ - растрата чужого имущества в особо крупном размере. Дело стало следствием проверки заявления бывшего руководителя правового управления "Алросы" Гамлета Акопяна. Проверка выявила факты заключения компанией "заранее невыгодных" договоров, что привело к растрате имущества в сумме более 153 млн рублей.
Теперь прокуратура намерена проверить всю финансово-хозяйственную деятельность компании. В прокуратуре не называют компаний, с которыми заключались договоры, и заявляют, что уголовное дело возбуждено по факту растраты, а значит, обвинений против топ-менеджеров "Алросы" пока не выдвигается. Однако источник "Коммерсанта" в московской прокуратуре заявил, что не исключает появления в деле в качестве фигурантов топ-менеджеров "Алросы". "Это уже вопрос политический, - отметил источник. - Хотя понятно, что условия договоров в таких корпорациях утверждаются на достаточно высоком уровне и нам не составит труда выяснить, кто визировал контракты, почему выбирались те или иные подрядчики и кто реально ими владеет".
"В "Алросе" была кадровая чехарда и непонятно, кому будут предъявлять обвинения: прошлому руководству или нынешнему? Может быть, это связано и с передачей акций компании в федеральную собственность. Непонятно, почему занимается этим делом московская прокуратура", - комментирует дело зампред Госдумы Артур Чилингаров.
"Время новостей" между тем отмечает, что привлечь к ответственности неоднократно менявшихся менеджеров компании сложно. Газета обращает внимание на то, что предъявляемые претензии (примерно 5,4 млн долларов) в сотни раз меньше финансовых потоков алмазной компании (в прошлом году "Алроса" продала камней на 2,48 млрд). Так что размер претензий исключает версию незаконного вывода активов. Скорее всего, речь идет о мелких административных нарушениях. Не исключено, что они касаются взаимодействия "Алросы" с руководством Республики Якутия, где зарегистрирована алмазная монополия. Такая версия укладывается в логику действий федеральных властей по возвращению компании в федеральную собственность, указывает "Время новостей".
"Все это дело на большие убытки для государства в любом случае не тянет, а фон эти действия создают плохой и наносят больше вреда государству. Странно еще это в связи с тем, что в "Алросе" большой госпакет и федеральный центр всегда может сменить менеджеров. Поэтому получилось, что обвинение предъявляется в большей степени не менеджерам компании, а представителям государства в совете директоров, по сути - самому государству", - заявил "Коммерсанту" Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизированных и частных предприятий.
Близкие к руководству компании источники предлагают обратить особое внимание на упоминание проверки контрагентов, указывает "Время новостей". Под "контрагентами" вполне могут скрываться и якутские структуры. Крупнейшим из контрагентов является мировой монополист в области алмазодобычи корпорация De Beers. Заключенный в декабре 2001 года договор с De Beers, так и не одобренный Еврокомиссией, до сих пор не действует, и компании ведут торговлю в свободном режиме - ежегодно за границу уходит российских камней на 600-650 млн долларов. Однако сложно представить, что претензии прокуратуры адресованы компании с годовым оборотом 5,7 млрд долларов.