Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркмения не смогут в этом году экспортировать черную икру. Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры ООН (CITES) отказалась утверждать экспортные квоты для этих стран. Исламская республика Иран, где браконьерство карается смертной казнью, стала единственной страной Каспийского региона, получившей разрешение на экспорт.
Российские эксперты положительно оценивают введение запрета на экспорт, но выражают опасение, что проблему хищнического лова осетровых в России он не решит. 90% незаконно выловленной рыбы потребляется в России, отмечает "Независимая газета".
Ранее запрет на экспорт черной икры с 1 января 2006 года был введен CITES для всех стран Каспийского региона. Для России, Казахстана, Азербайджана и Туркмении запрет был подтвержден. Что касается Ирана то, ему разрешили продать за границу в этом году 44,37 тонны икры.
Представитель CITES пояснил, что страны-производители, не получившие квоты, представили цифры, которые не в полной мере отражают степень истощения запасов осетровых в каспийских водах.
Кроме того, обеспокоенность организации вызывает незаконный вылов рыбы. Как говорится в официальном сообщении, "CITЕS призывает следить государства Евросоюза и Швейцарию, которые являются основными потребителями икры, за тем, чтобы на их прилавки не поступала контрабандная икра".
В Каспийском регионе сосредоточено 90% мировых запасов икры осетровых. Доступ к ним имеют пять стран: Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения и Иран. В последнее время из-за массового браконьерства и загрязнения окружающей среды популяция осетровых рыб существенно сократилась.
Чтобы не допустить исчезновения редких рыб, с 1998 года страны-производители распределяют между собой квоты на добычу икры, которые затем утверждаются CITES. В 2006 году Россия намеревалась экспортировать 3,9 тонны икры, Казахстан - 13,2 тонны, Азербайджан - 6,5 тонны , а Иран - 51 тонну. Однако эту возможность получил лишь Иран, у которого теперь почти нет конкурентов на мировом рынке икры.
В Иране действует монополия на лов осетровых и производство черной икры, а нарушение правил в этой области строго карается вплоть до смертной казни. Поэтому считается, что в Исламской Республике практически отсутствует незаконный лов рыбы, и ситуация там у западных чиновников не вызывает беспокойства. Из-за жесткого государственного контроля в этой области иранская икра считается на Западе лучше российской и стоит дороже.
Как бы там ни было, но российские специалисты одобряют запрет на экспорт - слишком плачевная ситуация сложилась с популяцией осетровых рыб. "Я поддерживаю это решение. Сегодня у России практически нет промышленных запасов осетровых, - говорит председатель комитета Совета Федерации по аграрной политике Геннадий Горбунов. - Причем запрет можно продлить на несколько лет для восстановления популяции рыб".
Однако российские специалисты полагают несправедливым разрешение, выданное Ирану, так как, несмотря на то что Ирану разрешен только экспорт персидского осетра, под эту марку может попасть и рыба, выловленная в Каспии, и любой другой вид осетра.