Угроза стагфляции в России сохраняется, заявил журналистам замминистра экономического развития России Андрей Клепач. "Я считаю, что нет стагфляции, но риски и угрозы - они есть, если темпы роста будут замедляться дальше", - сказал Клепач.
По его словам, устранить эти риски можно, обеспечив замедление инфляции. "Потому что то ускорение (инфляции), которое мы получили в 2013 году, оно носит структурный характер и связано с продовольственными ценами", - считает замминистра.
"Что касается экономического роста, то да, он слабый и видимо в начале года будет слабым. Но есть потенциал его ускорения роста, но может быть не в первом квартале, а попозже", - цитирует Клепача ИТАР-ТАСС.
Минэкономразвития настаивает на необходимости рассмотрения долгосрочного макроэкономического прогноза раньше бюджетной стратегии до 2030 года, сообщил также Клепач.
Клепач отметил, что макроэкономический прогноз "это не просто цифры роста ВВП и некоторые другие параметры, по которым рассчитывается бюджетная стратегия, это еще и определенные решения по тарифной политике, по развитию сфер образования, вопрос о том, какие масштабы расходов мы должны нести, что является важным для определения параметров бюджетной стратегии".
МЭР не предлагал изменять бюджетное правило, но предупредил о возможной развилке: "либо потребуется резкое сокращение других расходов, которые можно трактовать как не приоритетные, либо, если мы намерены профинансировать базовые параметры, заложенные в госпрограммах, то мы не уложимся в тот дефицит бюджета, который заложен в бюджетной стратегии Минфина", - пояснил замминистра.
Слово "стагфляция" применительно к российской экономике произнесла 15 января первый зампред ЦБ Ксения Юдаева на Гайдаровском форуме. "В целом круге стран с развивающимися рынками, в том числе в России, можно говорить о такой проблеме, как стагфляция. То есть об экономическом росте и его резком замедлении, сопровождающимся при этом всплеском инфляции", - сказала Юдаева.
По ее словам, "это один из вызовов прошлого года, которые нужно, безусловно, оценить, и строить стратегию развития, стратегию политики, исходя из этого вызова".
С Юдаевой согласился министр экономического развития Алексей Улюкаев. Он считает, что в ближайшие два года, а может быть и дольше, темпы роста российской экономики не будут превышать 2,5%. Российская экономика в противофазе с мировой, признал министр: в 2014-2016 годах глобальный ВВП будет расти на 3,5%, а российский - не более чем на 2,5%.
Россия находится в ловушке средних доходов, заявили премьер Дмитрий Медведев и его первый зам Игорь Шувалов. Дешевая рабочая сила закончилась, возможности роста экономики без резкого роста инвестиций и повышения производительности труда исчерпаны. По словам Медведева, экономика зависла.