Минфин готовит жесткий законопроект об офшорах и налоговых убежищах
Moscow-Live.ru

Министерство финансов России в рамках борьбы с офшорами подготовило чрезвычайно жесткий законопроект о налогообложении иностранных "дочек" российских компаний, пишут "Ведомости". Масштаб проблем для бизнеса значительно вырастет, признает один из собеседников газеты, юрист металлургической компании. По его словам, все думали, что стран, не включенных в список офшоров, инициатива Минфина не коснется. Ведомство, однако, предлагает создать список стран, в отношении которых будет применяться законопроект, и он будет шире списка офшоров.

Сложности возникнут и у компаний, которые взяли иностранные кредиты под проекты за рубежом: у них налоги заранее рассчитаны и заложены в бизнес-проект.

С другой стороны, как отмечает газета, законопроект заработает, только если российские налоговики наладят обмен информации с иностранными коллегами и смогут проверять информацию о реальных бенефициарах иностранных компаний, однако в нынешних условиях на добросовестный обмен налоговыми данными с целым рядом стран можно не рассчитывать.

Целью проекта закона о контролируемых иностранных лицах (в международной практике эта категория именуется CFC) является обложение налогами в России денег, выводимых за рубеж. В ближайшее время Минфин опубликует законопроект для общественной экспертизы. Как рассказал журналистам замминистра финансов Сергей Шаталов, согласно законопроекту, платить налоги в России должны как российские компании с доходов иностранных "дочек", так и физические лица с доходов своих офшорных структур.

Для этого достаточно прямо или косвенно владеть более чем 10% компании (траста и т.п.), которая расположена в стране, подпадающей под новый закон. Если эта компания не возвращает доходы в Россию в виде дивидендов, налог должен уплачиваться с части ее нераспределенной прибыли, приходящейся на российского резидента. Законопроект предлагается распространить на структуры, расположенные не только в офшорах, которые входят в список Минфина, но и низконалоговых юрисдикциях вроде Кипра.

Деофшоризация: послания с угрозами

Напомним, о деофшоризации президент Путин заговорил в 2012 году. "Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики", - говорил он, выступая с бюджетным посланием к Федеральному собранию 12 декабря 2012 года. На пресс-конференции по итогам саммита G8 президент пообещал, что Россия разработает национальный план борьбы с офшорами.

Через год, в следующем послании президент заявил, что результаты деофшоризации российской экономики пока мало заметны. По его данным, в 2012 году через офшоры и полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов, т.е. пятая часть всего экспорта России. Половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры, приводит данные РБК.

Путин предложил лишить господдержки и возможности исполнять госконтракты те компании, которые работают в России, но зарегистрированы в иностранной юрисдикции. Он поддержал и предложение министерства финансов, по которому компании, зарегистрированные за рубежом, но имеющие активы в России, должны платить налог на прибыль по российскому законодательству.

"Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорных юрисдикциях и принадлежат российскому собственнику - конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. Нужно продумать систему, как эти деньги изъять", - заявил он.

Стоило Владимиру Путину объявить курс на деофшоризацию экономики в своем Послании к Федеральному собранию, как крупные российские компании сделали заявления, которые укладываются в новую государственную концепцию. Речь, в частности, идет о "Русале", "Русгидро" и "КамАЗе".

Экс-министр финансов Алексей Кудрин отмечал в этой связи, что предложения Путина по деофшоризации экономики вряд ли дадут эффект, хотя они и "правильны в отношении госкомпаний".

Финансовый омбудсмен Павел Медведев тогда же заявлял, что "опять не с того начинаем". По его мнению, сначала "создали невыносимые условия внутри страны, а теперь говорим бизнесу: либо выбирайте жизнь в несносных условиях, где у вас могут попросту отнять бизнес, либо мы вас обложим налогом".