Госдеп США обвинил "Газпром" в стремлении стать европейской монополией и призвал продемонстрировать свою долгосрочную надежность как поставщика
fpc.state.gov
 
 
 
Жесткая критика в адрес российской компании отражает растущую озабоченность Вашингтона в отношении проникновения российского бизнеса на европейский энергетический рынок
 
 
 
Россия контролирует транзит энергоносителей из Центральной Азии, напомнил Брайза

Госдеп США обвинил "Газпром" в стремлении стать европейской монополией и призвал продемонстрировать свою долгосрочную надежность как поставщика. Пока же Штаты всерьез обеспокоены тем, что "Газпром" демонстрирует типичные черты монополии - купить так много, как это возможно.

Заместитель начальника департамента Европы и Евразии Госдепартамента США Метью Брайза выразил в интервью The Independent беспокойство по поводу того, что "Газпром" стремится приобрести европейскую газораспределительную инфраструктуру вместо того, чтобы сфокусироваться на инвестициях в целях обеспечения поставок. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

- Энергозависимость Европы от России продолжает расти

"Газпром" - монополия, оформленная юридически, - сказал Брайза. - А монополии действуют исходя из стремления приобрести как можно больше инфраструктуры. Есть такая настольная игра, в которую играют американские дети, - "Монополия". Как в ней победить? Вы покупаете как можно больше собственности. Так вы выигрываете. Монополии не способствуют эффективности экономики, фактически они ее подрывают".

Жесткая критика в адрес российской компании отражает растущую озабоченность Вашингтона в отношении проникновения российского бизнеса на европейский энергетический рынок и медленных темпов диверсификации поставок энергоносителей в Европу, отмечает британское издание.

Озабоченность планами "Газпрома" по присутствию на национальных рынках только в последнее время выражали две европейские страны: Великобритания и Польша. И если поляков в основном беспокоит то, что из-за диверсификации маршрутов страна останется без транзитных отчислений, то в Британии это вопрос социальный, ведь там "Газпром" претендует на поставки газа для национальной службы здравоохранения. Местные политики прямо говорят, что встревожены политической ангажированностью монополии.

Брайза заявил, что сейчас "очень важно, чтобы "Газпром" продемонстрировал свою долгосрочную надежность как поставщика, инвестируя в добычу газа и трубопроводы в России".

При этом Брайза отметил, что европейские правительства не могут запретить инвестиции компаний на основании их российского происхождения, однако со временем "Газпром" попадет под антимонопольные ограничения в Европе. "В какой-то момент европейские антимонопольные органы зададутся вопросом, не нарушают ли действия "Газпрома" законов о конкуренции", - полагает представитель Госдепа.

Впрочем, пока Госдеп больше беспокоит отсутствие единой европейской энергетической политики. "В Европе пока нет согласия по вопросу выработки единой политики в сфере энергетики или диверсификации поставок газа. Есть идея, она реализуется, но она не привела к формированию единой политики, и я думаю, что это займет некоторое время", - заметил чиновник.

Россия как посредник также беспокоит Госдеп

Россия контролирует транзит энергоносителей из Центральной Азии, напомнил Брайза. Он отметил, что Россия покупает газ в этом регионе по 100 долларов за тыс. кубометров и продает его европейским компаниям по 300.

Брайза призвал к открытию "новой главы" в отношениях с Туркменией. "Европейские правительства могут наладить связи с новым правительством Туркмении. Нам кажется, у нас есть шанс открыть абсолютно новую главу в отношениях с Туркменией. Мои коллеги, которые посещали Туркмению после смерти президента Ниязова, были приятно удивлены тем, насколько новый президент стремится к открытости в отношении Запада", - отметил представитель Госдепартамента США.

"Газпром" отвергает критику Госдепа: о монополизме речи не идет

"Газпром" отверг критику в свой адрес со стороны представителей госдепартамента США. "Мы проводим достаточно активную и в хорошем смысле агрессивную политику, стремимся занять ряд важных позиций на газовом рынке Европы и укрепить свое положение, но очевидно, что говорить о монополизме не приходится, поскольку "Газпром" в общих поставках природного газа в Европу занимает лишь 25%", - сказал сегодня официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов.

"Наши интересы понятны и в целом не противоречат экономическим интересам наших партнеров в Европе", - пояснил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Куприянов обратил внимание на то, что "участие "Газпрома" и в распределительном бизнесе, и в поставках газа конечным потребителям, и в электрогенерации на базе газа только повышает энергоснабжение, поскольку никто не может сравниться с "Газпромом" по резервам газа и долгосрочной обеспеченности ресурсами".

Информация о цене на поставки туркменского газа, на которую ссылается представитель госдепа, по словам Куприянова, не соответствует действительности. "Параметры нашей работы совсем другие, - подчеркнул он. - Туркменский газ идет в основном на Украину, и цены поставок там совсем другие. Мы продолжим работать в соответствии с теми контрактами, которые у нас есть".

Энергозависимость Европы от России продолжает расти

"Газпром" планирует заключить пакет долгосрочных контрактов на поставку российского газа в страны Европы. Это связано с опасениями европейцев относительно возможной нехватки газа в будущем и разговоров о создании "газовой ОПЕК". Многие недовольны возрастающей зависимостью Запада от поставок энергоносителей из России.

Сейчас концерн ведет переговоры с Грецией о продлении контракта на поставку газа в эту страну с 2016 до 2040 года - это может стать самым долгосрочным контрактом "Газпрома" за всю историю.

В прошлом году долгосрочные договоры продлили сразу несколько крупных потребителей Европы. С крупнейшей австрийской компанией - OMV - договор перезаключен с 2012 до 2027 года, с Gaz de France (Франция) и Болгарией - до 2030 года, с Eni (Италия) - с 2017 по 2035 год. При этом в каждом случае "Газпром" выторговал себе право в той или иной мере выходить на конечного потребителя. В частности, итальянцы разрешили "Газпрому" продавать конечному потребителю до 3 млрд кубометров ежегодно, французы - 1,5 млрд кубометров в год.

Такая дальновидность и уступчивость европейцев ярко свидетельствует о том, что они обеспокоены прогнозами газовых аналитиков о возможной нехватке в будущем у "Газпрома" газа для обеспечения потребностей всех нынешних потребителей. Дополнительным стимулом к максимальной пролонгации договоров на любых условиях стало возрастание угрозы создания в будущем "газовой ОПЕК", организации, которая смогла бы диктовать объемы экспорта и мировые цены на газ.

Новые соглашения заключаются на фоне периодически озвучиваемых российскими чиновниками и европейскими экспертами обвинений в адрес "Газпрома" в том, что он крайне медленно - на 1-2% в год - наращивает собственную газодобычу и не спешит вводить в оборот новые месторождения типа Штокмана или Ковыкты (лицензия у ТНК-BP), разработка которых затягивается из-за отсутствия инвестиций, технологий и инфраструктуры.