Россия, которая сама объявила главной темой саммита энергетическую безопасность, свела финальную декларацию по этому вопросу к набору общих фраз, которые можно интерпретировать очень по-разному и которые не снимают напряженности в энергетических отношениях между Россией и Европой, пишет французская газета Le Monde (полный текст статьи на сайте Inopressa.ru).
Москва в очередной раз подтвердила свой отказ подчиниться требованиям Энергетической хартии, которую она подписала еще в 1994 году и отказывается ратифицировать до сих пор.
Этот документ предполагает доступ иностранных компаний к газопроводам, однако принцип монополии "Газпрома" на использование своих экспортных инфраструктур, еще перед саммитом российский парламент закрепил законодательно. Подтвердил желание России сохранить монопольного экспортера и российский министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Это является "лучшим решением для России", сказал он.
Таким образом, остается нерешенной проблема чрезмерной односторонней зависимости Европы от России в энергетическом плане. После "российской газовой войны с Украиной" европейские распределительные сети впервые столкнулись с перспективой нехватки газа.
При этом Россия, активно проводящая политику, направленную на то, чтобы взять под контроль распределительные системы в европейских странах, отвергает принцип взаимности и отказывается сдавать экспортную монополию "Газпрома".
Таким образом, декларация G8 удовлетворилась перечислением базовых принципов, упомянутых в Энергетической хартии: прозрачность, конкуренция и идея увеличения инвестиций в энергетический сектор.
"Тон декларации крайне позитивный. Но не достает реальности", - прокомментировал принятые документы один из представителей делегации из Европы. "Надо надеяться, что эти принципы найдут выражение в твердых обязательствах", - сказал председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, присутствовавший на саммите в Санкт-Петербурге. Для ЕС воплощение этих принципов играет немалую роль, если учесть, что Европейский союз импортирует почти четверть всего потребляемого газа из России.
Что касается ядерного досье и возобновляемых энергоресурсов, то в заявлении глав "большой восьмерки" присутствует лишь констатация разногласий между такими странами, как Соединенные Штаты и Великобритания, с одной стороны, которые хотят сделать ставку на атомной энергетике перед лицом взлета мировых цен на нефть, и Германией, которая решила отказаться от АЭС, - с другой.
Не продвинулась "восьмерка" и в еще одном аспекте энергетической безопасности - экологии. По вопросу о климатических изменениях и борьбе с парниковыми газами, петербургский саммит G8 принял документ, не содержащий важных предложений.
В первую очередь это связано с тем, что Соединенные Штаты давно находятся в оппозиции Киотскому процессу, а недавно о своем решении отозвать свои обязательства, связанные с протоколом, заявила и Канада.