Вашингтонская общественная организация Global Financial Integrity подсчитала объем незаконно выведенных из 150 развивающихся стран средств. Она сопоставила данные по внешним платежным балансам, собираемым МВФ, и информации об искажении таможенной стоимости экспорта и импорта развивающихся стран.
Объем средств, незаконно вывезенных из развивающихся стран, за 2010 год вырос на 13,6%, до 858,8 млрд долларов. Это лишь немного меньше рекордных 871,3 млрд, которые были вывезены из развивающегося мира в 2008 году. Объем незаконного вывоза средств за 2001-2010 годы достигал 5,9 трлн долларов.
"Астрономические суммы грязных денег продолжают утекать из развивающегося мира в офшорные налоговые гавани и на счета банков развитых стран", - отметил директор GFI Рэймонд Бэйкер.
По оценке GFI, из России за 2010 год было незаконно вывезено 43,6 млрд долларов, а за десять лет - 152 млрд, что поставило страну на пятое место по этому показателю.
GFI отмечает, что если в большинстве развивающихся стран основная часть (80%) нелегального вывоза средств происходит через искажение задекларированной стоимости товаров и услуг, то из России грязные деньги бегут через финансовые операции.
Данные GFI близки к показателям чистого оттока капитала частного сектора из данных ЦБ России по платежному балансу - 134,7 млрд долларов за десять лет и 34,4 млрд долларов за 2010 год, рассказал РБК daily Сергей Пухов из центра развития НИУ ВШЭ. Однако этот показатель включает в себя все финансовые операции предприятий, банков и населения и не является индикатором незаконного вывода средств, отметил эксперт.
Оценка незаконного вывоза капитала из Китая за первое десятилетие XXI века почти в 20 раз больше российской - 2,74 трлн долларов. Только за 2010 год бегство теневого капитала составило 420 млрд - почти половина от общего показателя за год.
"Китайская экономика - это взведенная часовая бомба. Социальный, политический и экономический порядок в этой стране неустойчив в долгосрочной перспективе, учитывая такой масштабный незаконный отток капитала", - отметил один из авторов исследования, ведущий экономист GFI Дэв Кар.