Россия купается в море денег, что не проходит даром для экономики, в которой появляется все больше симптомов голландской болезни.
В будущем году правительство намерено увеличить расходы на 1,5% ВВП, пустив их в основном на решение текущих проблем, которые придется финансировать в любом случае, даже если цены на нефть упадут. Это подольет масла в огонь потребительского бума, который вносит свой вклад в рост инфляции.
Изобилие денег также означает, что правительство может, радостно потирая руки, откладывать реформы, которые требуются для прокладки пути долгосрочному стабильному росту. Препятствия для ведения бизнеса в России – бюрократия, коррупция, слабая правовая основа – остаются серьезнейшими. До выборов осталось всего два года, а желание правительства справиться с этими препятствия никогда не казалось столь слабым, отмечает The Financial Times, статью которой публикует Inopressa.
"Кое-что пускают на восстановление кредитоспособности России. Ударная сумма в 15 млрд долларов из правительственного нефтяного стабилизационного фонда была использована для досрочного погашения внешнего долга", - добавляет американская The Washington Post. Годы фискальной дисциплины и крупный экономический рост привели к тому, что в этом году правительство ожидает получить бюджетный профицит в размере 8% ВВП. Однако, по мнению американской газеты, политические дивиденды затмевают экономический прогресс.
"Продолжая употреблять электроэнергию расточительно, слишком много американцев могут неосознанно помогать Путину достичь его стратегической цели по превращению России во вторую Саудовскую Аравию", - полагает WP, называя Путина "кремлевским шейхом".
По мнению газеты, российский президент хочет превратить обильные резервы природного газа и нефти своей страны в рычаг политического влияния и силы за рубежом. Предполагается, что в обмен на "энергетическую безопасность" Соединенные Штаты и Европа не будут трогать Путина, который ужесточил политический контроль в своей стране и жестоко подавляет восстание в российской провинции Чечне.
Основу такой стратегии – осмотрительно опустив детали – обрисовал Путин в Москве в этом месяце, когда он собирался поехать в Германию, затем – в США на сессию ООН, а потом – в Вашингтон на встречу с президентом Бушем, которая состоялась в минувшую пятницу. Торговля энергоресурсами ради богатства и влияния занимала его мысли и входила в его повестку дня.
Стремление России приобрести влияние с помощью экспорта нефти и газа не является чем-то уникальным. Организация стран – экспортеров нефти, в которую Россия не входит, существует для этой цели. Но размер России, ее история, амбиции, которые она продолжает иметь, беспокойство Центральной и Восточной Европы, которая помнит контроль над собой со стороны Советского Союза, а также огромный ядерный арсенал России, делают такие устремления России особым случаем, который требует особого внимания.
Россия начала приобретать облик глобальной энергетической сверхдержавы в особое время. Увеличение спроса на энергоресурсы со стороны Китая и Индии, стихийное бедствие в Соединенных Штатах, причинившее огромные убытки, глобальная война с терроризмом на Ближнем Востоке и в Центральной Азии и другие события раскачали рынок энергоресурсов и создали беспрецедентно новое соотношение сил между производителями и потребителями.
Какими бы ни были намерения Путина, он сейчас находится в центре новой шахматной доски глобальной власти, подводит итог The Washington Post. (Перевод статьи на сайте Inopressa.Ru.)